Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, прежде всего как предмет творческого труда. Технические средства, будучи, с одной стороны, веществом природы, с другой - призваны быть "продолжением" естественных работающих органов человека. Внутренняя логика развития техники обусловлена взаимоотношениями техники с человеком и техники с природой. При этом, определяющим является историческое и логическое соотнесение техники с работающими органами человека, структурами культуры или общества.
В условиях современной технизации, сама техника и практика ее использования требуют постоянной и всесторонней ее оценки. Для чего необходимо формирование единой системы критической оценки важнейших сфер технической деятельности человека и общества. Это, во-первых, в теоретическом познании закономерностей природы и общества - в науке. Во-вторых, в познании комплекса технических средств и систем и опыта преобразований природы - техника. Сфере создания материальных благ - производстве. И, наконец, в контроле способов взаимосвязи конкретных практических действий, например, лесозаготовки, и различных видов деятельности, в данном случае - деревообработка - это есть управление.
В мегатехнических системах современности огромную роль и особое место занимают информативно - коммуникативные системы. Критическая научно - техническая и гуманитарная оценка информации и коммуникации выступает настоятельным требованием современности. Например, корпоративная и индивидуальная деятельность банков или монополий производящих материальные блага (в части ценообразовании) построены по существу на "спекуляции" информацией. Кто владеет информацией, тот владеет миром - одна из основных установок современного цивилизационного мира.
Выше мы уже выделяли целый ряд направлений в области развития науки и техники. Важнейшим качественным изменением в техногенном развитии культуры человека планеты как считают ряд исследователей (Н. Моисеев, А. Хунинг, А. Кестлер, Х. Позер, А. Гусейнов. и д.р.) есть необходимость смены установок (парадигм) от технократической к гуманистической. Это, прежде всего, применение творческих способностей человека в совершенствовании техники на пути снятия отчуждения между человеком и природой, человеком и человеком.
1. Понятия "творчество" и
"научное творчество".
2. От гипотезы к теории.
3. Техническое и научное творчество.
4. Знание - модель - практика.
Проникнуть в заманчивую область творчества человека, уяснить своеобразие приемов работы его мысли, понять какими средствами достигнуты результаты его творческой деятельности, значит, в определенной степени вооружиться этими приемами и в научно - технической деятельности.
Для раскрытия основного содержания понятий "творчество" вообще и "научное творчество" в частности, необходимо определиться в соотношении этих понятий. Творчество раскрывает существенный момент спецификации человеческого отношения к действительности. То есть творчество выступает социальным явлением, оно не мыслимо вне общества и его культуры. Являясь жизненной необходимостью для человека, творчество еще и есть элемент качественной определенности человека. Творчество является духовно - материальной активностью субъекта, одновременной активностью его разума и его рук. Творчество является не только субъективным отражением объективной действительности, оно также является субъективным отражением состояния и многосторонней активности самого субъекта, то есть и процессом самосознания. Таким образом, творчество является сознательным феноменом. Оно предполагает постоянное совершенствование творения и естественно - совершенствование самого творца.
В научном творчестве наука выступает как основная форма этого самого творения, в котором главным выступает акт познания. Научное творчество формировалось и формируется как вершина развития человеческого познания, Оно является поиском, открытием и объяснением определенных явлений, связей и отношений в окружающем мире и в человеке самом, то есть, в его культурном и социальном измерениях. Специфическим предметом научного творчества выступают: закон, закономерная связь, тенденция развития.
Научное творчество выражается в создании системного знания. В научном творчестве весьма существенным является переход (скачек) от чувственного к логическому познанию. Научное творчество является основой для практического, целенаправленного изменения и преобразования действительности, для управления активными процессами в природе, обществе и мышлении. Воплощается научное творчество в машинно - практической деятельности человека.
Важным этапом в процессе научного исследования выступают выдвижение и обоснование гипотез. В каждой гипотезе может содержаться несколько вариантов решения проблемы. И чем больше обоснованных вариантов, тем более гарантировано, однозначное научное решение стоящей проблемы. Гипотеза не является научной, если она не достаточно аргументирована, если в ней нет элементов объективного научного знания. Этим гипотеза существенно отличается от догадки.
Теория - есть подтвержденная гипотеза, проверенное и доказанное истинно научное знание. Научная теория возникает и развивается на основе "общения" новых фактов действительности и каких-то уже существующих эмпирических фактов. Когда идет речь о развитии какой-либо научной теории, необходимо учитывать подтвержденную историей науки истину познания, что развитие теории может осуществляться тогда, когда данная теория, с одной стороны, охраняет свое основное содержание, с другой, когда она способна к коррекции и даже замене новой. При этом, ценное старой теории используется творчески, получая новый вид после его включения в систему новой теории. Только в этом случае сохраняется природа системного знания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.