Экспериментальное исследование влияния восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить исходный уровень эмоциональной отзывчивости у детей старшего ДВ, повысить его в ходе формирующего эксперимента и определить уровень эмоциональной отзывчивости в процессе контрольного эксперимента.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что восприятие музыки будет способствовать более эффективному развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего ДВ, были определены следующие задачи:
1. Подобрать методики и провести обследование для выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
2. Разработать и провести систему занятий с использованием музыкальных произведений, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей.
3. Выявить влияние восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе контрольного эксперимента.
4. Провести сравнительный анализ статистических данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Первоначальная диагностика была направлена на определение уровня эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки и в процессе имитации игры на музыкальном инструменте. Далее был поставлен формирующий эксперимент, который заключается в том, что с детьми экспериментальной группы организовывались специально разработанные занятия. С детьми контрольной группы работа по музыкальному воспитанию проводилась по традиционной методике. Итоговая диагностика была проведена по тем же методикам, которые были использованы в констатирующем эксперименте.
Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Количество детей экспериментальной и контрольной групп составляло по 10 человек.
КГ |
ЭГ |
1. Коля Н. – 6,4 л 2. Вера Я. – 6,5 л 3. Гена У. – 6,8 л 4. Таня Б. – 5, 9 л 5. Олег К. – 6,4 л 6. Яна Р. – 6,1 г 7. Игорь Б. – 6,2 г 8. Инна С. – 6,5 л 9. Ярослав У. – 5,9 л 10. Лера Н. – 6,1 г |
1. Виталий Р. – 6,3 г 2. Алёша У. – 6,5 л 3. Ваня Я. – 6,6 л 4. Юля П. – 6,2 г 5. Анна К. – 6,7 л 6. Женя С. – 6,3 г 7. Дима Э. – 6,7 л 8. Марина Л. – 6,5 л 9. Аиза Ш. – 6,8 л 10. Лёша П. – 6,5 л |
В ходе исследования были использованы следующие методики, позволяющие определить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего ДВ.
Методика №1. Автор В.М. Минаева
Методика направлена на изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Методика №2. Авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина
Методика направлена на изучение эмоциональной отзывчивости у детей в процессе имитации игры на музыкальном инструменте.
Методика №3. Авторы: О.П. Радынова, Л.Н. Комисарова
Методика направлена на изучение эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки.
Методика №1. «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» (индивидуально)
Цель: определить уровень использования детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния.
Ребёнку предлагалось по ходу чтения педагогом стихотворения «Облачка» продемонстрировать печальное, испуганное, весёлое, сердитое, удивлённое облако.
В легких
нитях, белой дымкой,
На лазурь сквозясь,
Облачка бегут по небу,
С ветерком резвясь.
Любо их следить очами...
Выше - вечность, бог!
Взор без них остановиться б
Ни на чем не мог...
Страсти сердца! Сны надежды!
Вдохновенья бред!
Был бы чужд без вас и страшен
Сердцу божий свет!
Вас развеять с неба жизни, -
И вся жизнь тогда -
Сил слепых, законов вечных
Вечная вражда.
Выразительное средство, используемое ребёнком при демонстрации указанного эмоционального состояния оценивалось в 1 балл, если ребёнок затруднялся или не мог выполнить задание – в 0 баллов.
Методика №2. «Изучение эмоциональной отзывчивости в процессе имитации игры на музыкальном инструменте» (с подгруппой детей (2-3 ребёнка)).
Цель: выявить уровень использования детьми выразительных средств при имитации игры на музыкальном инструменте.
Ребёнку исполняют музыкальное произведение и предлагают его повторить на воображаемом фортепиано вместе со взрослым, который играет на реальном инструменте. Затем исполняют другое музыкальное произведение с тем же заданием.
Выполнение задания оценивалось в 1-3 балла.
Методика №3. «Изучение эмоциональной отзывчивости у детей в процессе восприятия музыки» (с подгруппой детей (2-3ребёнка)).
Цель: определить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей при восприятии музыкального произведения.
Подгруппе детей предлагалась для слушания песня В. Шаинского «Улыбка» в аудиозаписи.
.Выполнение задания оценивалось в 1-3 балла.
Констатирующий эксперимент
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Общая сумма |
|
ЭГ |
||||
Коля Н. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Вера Я. |
1 |
3 |
2 |
6 |
Гена У. |
0 |
2 |
1 |
3 |
Таня Б. |
0 |
1 |
1 |
2 |
Олег К. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Яна Р. |
0 |
2 |
1 |
3 |
Игорь Б. |
1 |
3 |
2 |
6 |
Инна С. |
1 |
2 |
2 |
5 |
Ярослав У. |
0 |
2 |
3 |
5 |
Лера Н. |
1 |
1 |
1 |
3 |
КГ |
||||
Виталий Р. |
1 |
1 |
3 |
5 |
Лёша У. |
1 |
3 |
2 |
6 |
Ваня Я. |
1 |
3 |
1 |
5 |
Юля П. |
0 |
2 |
1 |
3 |
Аня К. |
0 |
1 |
2 |
3 |
Женя С. |
1 |
1 |
3 |
5 |
Дима Э. |
0 |
2 |
2 |
4 |
Марина Л. |
0 |
2 |
2 |
4 |
Аиза Ш. |
0 |
3 |
3 |
5 |
Лёша П. |
1 |
1 |
1 |
3 |
Максимальное количество, полученных баллов – 6 (в контрольной группе) и 6 (в экспериментальной группе).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.