Применение математических моделей в психолого-педагогическом исследовании, страница 5

Баллы

16

18

19

20

22

24

25

26

27

28

29

30

Частота

1

2

1

4

1

2

1

2

1

3

1

1

Относительная частота

1/20

2/20

1/20

4/20

1/20

2/20

1/20

2/20

1/20

3/20

1/20

1/20

Процентная частота

5 %

10 %

5 %

20 %

5 %

10 %

5 %

10%

5%

15 %

5 %

5 %

Интервальный ряд

Уровни

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Баллы

10 – 15

15 – 20

20 – 25

25 – 30

к-во студентов

0

7

4

9

Отн. частота

0

7/20

4/20

9/20

Процент. частота

0 %

35 %

20 %

45 %

Интервальный ряд (для компьютерного построения полигона частот)

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Высокий

Процент. частота

0 %

35 %

20 %

45 %

Полигон частот

Гистограмма по результатам диагностики

по окончании экспериментального обучения

Мода   Мо = 20

Медиана   Ме = (24 + 24) : 2 = 24. (определяется по статистическому ряду как среднее арифметическое 10-го и 11-го значений, так как объем выборки – 20 значений, четное число.  Для нечетного числа медиана -  это значение середины статистического ряда.

Разброс (размах)разность между наименьшим и наибольшим значениями вариант: Мах. – 28. Мin. 14. размах = 30 – 16 = 14. 

Среднее арифметическое (математическое ожидание - ожидаемое среднее значение случайной величины). Обозначается М(Y),   mx  или  (занесено в последний столбец таблицы 1). р - частота

М(Х) ≡ mx  =

По данным решаемой задачи среднее арифметическое удобно подсчитать по таблице статистического распределения: 

 = (16 • 1 + 18 • 2  + 19 • 2 + 20 • 4 + 22 • 1 + 24 • 2 + 25 • 1 + 26 • 2 + 27  1 + 28 • 3 + 29 • 1 + 30 • 1) : 20 = 487 : 20 = 24,35. 

Дисперсия (статистическая дисперсия):

,  где  а – среднее арифметическое, yi – середина интервала или значение варианты, n – число различных значений выборки,  рi – относительная частота .

D (Y) = (16 – 20)2  • 1/20 + (18  – 20)2 • 2/20  + (19 – 20)2 • 1/20  + (20 – 20)2 • 4/20  + (22 – 20)2 • 1/20 + (24 – 20)2 • 2/20 + (25 – 20)2 • 1/20 + (26 – 20)2 • 2/20 +  (27 – 20)2 • 1/20 + (28 – 20)2 • 3/20 + (29 – 20)2 • 1/20 + (30 – 20)2 • 1/20 = 16/20 + 8/20 + 1/20 + 4/20 + 32/20 + 25/20 + 72/20 + 49/20 + 204/20 + 81/20 + 100/20 =  592/20 = 29,6

Статистическое среднеквадратическое отклонение 

   ≈ 5, 45

Сравнение результатов диагностики до начала экспериментального обучения и по его окончании с помощью t – критерия Стьюдента

Для сравнения полученных результатов, применив t – критерий Стьюдента сформулируем гипотезы: нулевая гипотеза H0 – разница между показателями до экспериментального обучения и после такого обучения имеет лишь случайные различия; альтернативная гипотеза H1 – разница между показателями до экспериментального обучения и после такого обучения имеет не случайные различия. Для равночисленных выборок Д1 и Д2   =

 ≈  ;

где n = (20 – 1) + 20  = 39

Для Д1 и Д2 t эмп2 = 2,16  >

t кр = 2,01

для Р ≤ 0,05.

Вспомогательные таблицы для вычисления t – критерия Стьюдента

Студенты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего

Баллы

14

16

16

17

17

18

18

18

18

18

20

20

24

25

27

27

27

28

28

28

424

≈ 21,2

|xi  –  |

7

5

5

4

4

3

3

3

3

3

1

1

3

4

6

6

6

7

7

7

≈ 21

|xi  –  |2

49

25

25

16

16

9

9

9

9

9

1

1

9

16

36

36

36

49

49

49

458

Студенты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего

Баллы

16

18

18

19

20

20

20

20

22

24

24

25

26

26

27

28

28

28

29

30

24,35

|yj  – |

8

6

6

5

4

4

4

4

2

0

0

1

2

2

3

4

4

4

5

6

≈ 24

|yj  – |2

64

36

36

25

16

16

16

16

4

0

0

1

4

4

9

16

16

16

25

36

356

ВЫВОД. Так как t эмп2  больше  t кр, то гипотеза H0 отклоняется и принимается гипотеза H1 . Это означает, что разница между показателями до экспериментального обучения и после такого обучения имеет не случайные различия.

Следовательно, подтверждена и гипотеза экспериментального исследования.



[1] Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. [Текст] / Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2001. – С. 69.

[2]  В образце решения варианта итоговой контрольной работы есть образец выполнения подобного задания.