Баллы |
16 |
18 |
19 |
20 |
22 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Частота |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Относительная частота |
1/20 |
2/20 |
1/20 |
4/20 |
1/20 |
2/20 |
1/20 |
2/20 |
1/20 |
3/20 |
1/20 |
1/20 |
Процентная частота |
5 % |
10 % |
5 % |
20 % |
5 % |
10 % |
5 % |
10% |
5% |
15 % |
5 % |
5 % |
Интервальный ряд
Уровни |
Низкий |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Баллы |
10 – 15 |
15 – 20 |
20 – 25 |
25 – 30 |
к-во студентов |
0 |
7 |
4 |
9 |
Отн. частота |
0 |
7/20 |
4/20 |
9/20 |
Процент. частота |
0 % |
35 % |
20 % |
45 % |
Интервальный ряд (для компьютерного построения полигона частот)
Уровни |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Высокий |
Процент. частота |
0 % |
35 % |
20 % |
45 % |
Полигон частот
Гистограмма по результатам диагностики
по окончании экспериментального обучения
Мода Мо = 20
Медиана Ме = (24 + 24) : 2 = 24. (определяется по статистическому ряду как среднее арифметическое 10-го и 11-го значений, так как объем выборки – 20 значений, четное число. Для нечетного числа медиана - это значение середины статистического ряда.
Разброс (размах) – разность между наименьшим и наибольшим значениями вариант: Мах. – 28. Мin. 14. размах = 30 – 16 = 14.
Среднее арифметическое (математическое ожидание - ожидаемое среднее значение случайной величины). Обозначается М(Y), mx или (занесено в последний столбец таблицы 1). р - частота
М(Х) ≡ mx ≡ =
По данным решаемой задачи среднее арифметическое удобно подсчитать по таблице статистического распределения:
= (16 • 1 + 18 • 2 + 19 • 2 + 20 • 4 + 22 • 1 + 24 • 2 + 25 • 1 + 26 • 2 + 27 1 + 28 • 3 + 29 • 1 + 30 • 1) : 20 = 487 : 20 = 24,35.
Дисперсия (статистическая дисперсия):
, где а – среднее арифметическое, yi – середина интервала или значение варианты, n – число различных значений выборки, рi – относительная частота .
D (Y) = (16 – 20)2 • 1/20 + (18 – 20)2 • 2/20 + (19 – 20)2 • 1/20 + (20 – 20)2 • 4/20 + (22 – 20)2 • 1/20 + (24 – 20)2 • 2/20 + (25 – 20)2 • 1/20 + (26 – 20)2 • 2/20 + (27 – 20)2 • 1/20 + (28 – 20)2 • 3/20 + (29 – 20)2 • 1/20 + (30 – 20)2 • 1/20 = 16/20 + 8/20 + 1/20 + 4/20 + 32/20 + 25/20 + 72/20 + 49/20 + 204/20 + 81/20 + 100/20 = 592/20 = 29,6
Статистическое среднеквадратическое отклонение
≈ 5, 45
Сравнение результатов диагностики до начала экспериментального обучения и по его окончании с помощью t – критерия Стьюдента
Для сравнения полученных результатов, применив t – критерий Стьюдента сформулируем гипотезы: нулевая гипотеза H0 – разница между показателями до экспериментального обучения и после такого обучения имеет лишь случайные различия; альтернативная гипотеза H1 – разница между показателями до экспериментального обучения и после такого обучения имеет не случайные различия. Для равночисленных выборок Д1 и Д2 =
≈ ;
где n = (20 – 1) + 20 = 39
Для Д1 и Д2 t эмп2 = 2,16 > |
t кр = 2,01 |
для Р ≤ 0,05. |
Вспомогательные таблицы для вычисления t – критерия Стьюдента
Студенты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Всего |
|
Баллы |
14 |
16 |
16 |
17 |
17 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
20 |
20 |
24 |
25 |
27 |
27 |
27 |
28 |
28 |
28 |
424 |
≈ 21,2 |
|xi – | |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
≈ 21 |
|
|xi – |2 |
49 |
25 |
25 |
16 |
16 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
1 |
1 |
9 |
16 |
36 |
36 |
36 |
49 |
49 |
49 |
458 |
Студенты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Всего |
|
Баллы |
16 |
18 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
22 |
24 |
24 |
25 |
26 |
26 |
27 |
28 |
28 |
28 |
29 |
30 |
24,35 |
|
|yj – | |
8 |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
≈ 24 |
|
|yj – |2 |
64 |
36 |
36 |
25 |
16 |
16 |
16 |
16 |
4 |
0 |
0 |
1 |
4 |
4 |
9 |
16 |
16 |
16 |
25 |
36 |
356 |
ВЫВОД. Так как t эмп2 больше t кр, то гипотеза H0 отклоняется и принимается гипотеза H1 . Это означает, что разница между показателями до экспериментального обучения и после такого обучения имеет не случайные различия.
Следовательно, подтверждена и гипотеза экспериментального исследования.
[1] Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. [Текст] / Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2001. – С. 69.
[2] В образце решения варианта итоговой контрольной работы есть образец выполнения подобного задания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.