Табл. 2
Данные диагностики по окончании экспериментального обучения
| Студенты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | всего | 
 | 
| Баллы | 20 | 26 | 28 | 29 | 30 | 24 | 19 | 20 | 16 | 20 | 26 | 20 | 25 | 27 | 28 | 24 | 18 | 18 | 28 | 22 | 
Решение.
Выполнять будем в последовательности, данной в задании.
Построить
статистический (вариационный, упорядоченный) ряд, интервальный ряд,
статистическое распределение, полигон частот и гистограмму; найти (вычислить)
моду, медиану, разброс, среднее арифметическое (математическое ожидание  ), дисперсию, среднее
квадратическое, среднее квадратическое отклонение.
), дисперсию, среднее
квадратическое, среднее квадратическое отклонение.
Выполним эти две части задания вначале для данных до начала экспериментального обучения, а затем для данных по его окончании.
Характеристики результатов статистического наблюдения
до экспериментального обучения (по таблице 1)
Статистический ряд (изменены номера диагностируемых студентов) до начала экспериментального обучения
| Студенты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Всего | 
 | 
| Баллы | 14 | 16 | 16 | 17 | 17 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 20 | 20 | 24 | 25 | 27 | 27 | 27 | 28 | 28 | 28 | 424 | ≈ 21,2 | 
Статистическое распределение
| Баллы | 14 | 16 | 17 | 18 | 20 | 24 | 25 | 27 | 28 | 
| Частота | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 
| Относительная частота | 1/20 | 2/20 | 2/20 | 5/20 | 2/20 | 1/20 | 1/20 | 3/20 | 3/20 | 
| Процентная частота | 5 % | 10 % | 10 % | 25 % | 10 % | 5 % | 5 % | 15% | 15% | 
Разброс (размах) 14 .
Интервальный ряд. Для построения интервального ряда учтем, какое количество баллов можно было набрать, а также найдем в таблице наименьшее количество баллов и наибольшее, определим разброс и затем зададим интервалы, которые могут быть интерпретированы в соответствии с целями исследования и целями диагностики. Например, выделив для данной задачи интервалы в 5 баллов получим 4 интервала, которые могут быть интерпретированы как показатели наличия у испытуемых какого-либо качества разного уровня: 10 – 15 баллов – низкий, 15 – 20 баллов – ниже среднего, 20 – 25 баллов – средний, 25 – 30 баллов – высокий.
Мах. – 28. Мin. 14
Интервальный ряд.
| Уровни | Низкий | Ниже среднего | Средний | Высокий | 
| Баллы | 10 – 15 | 15 – 20 | 20 – 25 | 25 – 30 | 
| Количество студентов | 1 | 11 | 2 | 6 | 
| Относительная частота | 1/20 | 11/20 | 2/20 | 6/20 | 
| Процентная частота | 5 % | 55 % | 10 % | 30 % | 
Полигон частот.
Результаты диагностики до начала экспериментального обучения

Гистограмма
Результаты диагностики до начала экспериментального обучения

Мода Мо = 18
Медиана Ме = (18 + 20) : 2 = 19. (определяется по статистическому ряду как среднее арифметическое 10-го и 11-го значений, так как объем выборки – 20 значений, четное число. Для нечетного числа медиана - это значение середины статистического ряда.
Разброс (размах) – разность между наименьшим и наибольшим значениями вариант: Мах. – 28. Мin. 14. размах = 28 – 14 = 14.
Среднее
арифметическое ( математическое ожидание - ожидаемое
среднее значение случайной величины). Обозначается М(Х),   mx  или  (занесено в последний столбец
таблицы 1).
 (занесено в последний столбец
таблицы 1).
М(Х)
≡ mx ≡ =
 = 
По данным решаемой задачи среднее арифметическое удобно подсчитать по таблице статистического распределения:
 =
(14 • 1 + 16 • 2  + 17 • 2 + 18 • 5 + 20 • 2 + 24 • 1 + 25 • 1 + 27 • 3 + 28 •
3) : 20 = 424 : 20 ≈ 21,2.
 =
(14 • 1 + 16 • 2  + 17 • 2 + 18 • 5 + 20 • 2 + 24 • 1 + 25 • 1 + 27 • 3 + 28 •
3) : 20 = 424 : 20 ≈ 21,2.  
Дисперсия (статистическая дисперсия):
 ,
где  а – среднее арифметическое,  хi
– середина интервала или значение варианты, n – число
различных значений выборки, рi – относительная частота .
,
где  а – среднее арифметическое,  хi
– середина интервала или значение варианты, n – число
различных значений выборки, рi – относительная частота . 
D (X) = (14 – 20)2 • 1/20 + (16 – 20)2 • 2/20 + (17 – 20)2 • 2/20 + (18 – 20)2 • 5/20 + (20 – 20)2 • 2/20 + (24 – 20)2 • 1/20 + (25 – 20)2 • 1/20 + (27 – 20)2 • 3/20 + (28 – 20)2 • 3/20 =
= 62 • 1/20 + 42 • 2/20 + 32 • 2/20 + 22 • 5/20 + 02 • 2/20 + 42 • 1/20 + 52 • 1/20 + 72 • 3/20 + 82 • 5/20 3 =
= 36/20 + 32/20 + 18/20 + 20/20 + 0/20 + 16/20 + 25/20 + 147/20 + 320/20 =
= 30,7
статистическое среднеквадратическое отклонение
 
 
 ≈ 5,54
 ≈ 5,54  
Характеристики результатов статистического наблюдения
до экспериментального обучения (по таблице 2)
Статистический ряд (изменены номера диагностируемых студентов) по окончании экспериментального обучения
| Студенты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Всего | 
 | 
| Баллы | 16 | 18 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 | 20 | 22 | 24 | 24 | 25 | 26 | 26 | 27 | 28 | 28 | 28 | 29 | 30 | 24,35 | 
Статистическое распределение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.