Применение математических моделей в психолого-педагогическом исследовании, страница 4

Табл. 2

Данные диагностики по окончании экспериментального обучения

Студенты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

всего

Баллы

20

26

28

29

30

24

19

20

16

20

26

20

25

27

28

24

18

18

28

22

Решение.

Выполнять будем в последовательности, данной в задании.

Построить статистический (вариационный, упорядоченный) ряд, интервальный ряд, статистическое распределение, полигон частот и гистограмму; найти (вычислить) моду, медиану, разброс, среднее арифметическое (математическое ожидание ), дисперсию, среднее квадратическое, среднее квадратическое отклонение.

Выполним эти две части задания вначале для данных до начала экспериментального обучения, а затем для данных по его окончании. 

Характеристики результатов статистического наблюдения

до экспериментального обучения (по таблице 1)

Статистический ряд  (изменены номера диагностируемых студентов) до начала экспериментального обучения       

Студенты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего

Баллы

14

16

16

17

17

18

18

18

18

18

20

20

24

25

27

27

27

28

28

28

424

≈ 21,2

Статистическое распределение

Баллы

14

16

17

18

20

24

25

27

28

Частота

1

2

2

5

2

1

1

3

3

Относительная частота

1/20

2/20

2/20

5/20

2/20

1/20

1/20

3/20

3/20

Процентная частота

5 %

10 %

10 %

25 %

10 %

5 %

5 %

15%

15%

Разброс (размах)  14 . 

Интервальный ряд. Для построения интервального ряда учтем, какое количество баллов можно было набрать, а также найдем в таблице  наименьшее количество баллов и наибольшее, определим разброс и затем зададим интервалы, которые могут быть интерпретированы в соответствии с целями исследования и целями диагностики. Например, выделив для данной задачи интервалы в 5 баллов получим 4 интервала, которые могут быть интерпретированы как показатели наличия у испытуемых какого-либо качества разного  уровня: 10 – 15 баллов – низкий, 15 – 20 баллов – ниже среднего, 20 – 25 баллов – средний, 25 – 30 баллов – высокий.

Мах. – 28. Мin. 14

Интервальный ряд.

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Высокий

Баллы

10 – 15

15 – 20

20 – 25

25 – 30

Количество студентов

1

11

2

6

Относительная частота

1/20

11/20

2/20

6/20

Процентная частота

5 %

55 %

10 %

30 %

Полигон частот.

Результаты диагностики до начала экспериментального обучения

Гистограмма

Результаты диагностики до начала экспериментального обучения

Мода   Мо = 18

Медиана   Ме = (18 + 20) : 2 = 19. (определяется по статистическому ряду как среднее арифметическое 10-го и 11-го значений, так как объем выборки – 20 значений, четное число.  Для нечетного числа медиана -  это значение середины статистического ряда.

Разброс (размах) – разность между наименьшим и наибольшим значениями вариант: Мах. – 28. Мin. 14. размах = 28 – 14 = 14. 

Среднее арифметическое ( математическое ожидание - ожидаемое среднее значение случайной величины). Обозначается М(Х),   mx  или  (занесено в последний столбец таблицы 1).

М(Х) ≡ mx  =

По данным решаемой задачи среднее арифметическое удобно подсчитать по таблице статистического распределения:  

 = (14 • 1 + 16 • 2  + 17 • 2 + 18 • 5 + 20 • 2 + 24 • 1 + 25 • 1 + 27 • 3 + 28 • 3) : 20 = 424 : 20 ≈ 21,2. 

Дисперсия (статистическая дисперсия):

, где  а – среднее арифметическое,  хi – середина интервала или значение варианты, n – число различных значений выборки, рi – относительная частота .

D (X) = (14 – 20)2  • 1/20 + (16 – 20)2 • 2/20  + (17 – 20)2 • 2/20  + (18 – 20)2 • 5/20  + (20 – 20)2 • 2/20 + (24 – 20)2 • 1/20 + (25 – 20)2 • 1/20 + (27 – 20)2 • 3/20 + (28 – 20)2 • 3/20 =

= 62 • 1/20 + 42 • 2/20 + 32 • 2/20 + 22 • 5/20 + 02 • 2/20 + 42 • 1/20  + 52 • 1/20  + 72 • 3/20 + 82 • 5/20  3 =

= 36/20 + 32/20 + 18/20 + 20/20 + 0/20 + 16/20 + 25/20 + 147/20 + 320/20 =

= 30,7

статистическое среднеквадратическое отклонение 

   ≈ 5,54 

Характеристики результатов статистического наблюдения

до экспериментального обучения (по таблице 2)

Статистический ряд  (изменены номера диагностируемых студентов) по окончании экспериментального обучения       

Студенты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего

Баллы

16

18

18

19

20

20

20

20

22

24

24

25

26

26

27

28

28

28

29

30

24,35

Статистическое распределение