В связи с этим кратко остановимся на отдельных видах информационных процессов в науке. Сокращение количества монографий, сборников материалов конференций, диссертаций и т.п., массовое уменьшение количества и качества проводимых исследований приводят к тому, что исследователи не имеют полной, оперативной и достоверной информации об объекте исследования. Чрезвычайно затруднены личные контакты ученых, которые являются наиболее эффективными каналами обмена информацией в науке. Это объясняется тем, что большая часть научной информации хранится в памяти исследователей. Личные контакты позволяют получить ценную информацию значительно раньше, чем она появится в литературе или сети Интернет. Это та информация, которая уже накоплена в ходе еще не законченных исследований. Личные контакты также всегда порождают интенсивный творческий процесс и взаимодействие творческих способностей ученых.
Информационный процесс обработки информации в современной науке реализуется преимущественно на основе моделирования объектов исследования, результаты которого определяются качеством имеющейся информации, обеспеченностью научным оборудованием и научной квалификацией исследователей.
Оценка деятельности исследователя остается одной из фундаментальных и сложнейших проблем науковедения, которым до сих пор не решен вопрос о возможности получить достоверную оценку. Балльные оценки, которые неоднократно внедрялись и внедряются в последнее время, не являются объективными и обладают существенными недостатками, которые делают оценку гораздо менее достоверной, чем качественная экспертная оценка. Например, авторы методик считают, что по количеству содержащейся информации научные статьи достаточно однородны, но публикации в разных журналах несопоставимы по количеству информации. Публикации представляют собой лишь показатели активности исследователя, а число публикаций не отражает ценности исследований.
В науке действует мощная система внутренней мотивации и социального стимулирования. Когда игнорируют то, что в глазах ученого представляет наибольшую ценность, а положительно оценивают второстепенные достижения, оценка по балльной системе представляется ему неадекватной.
Одна из центральных науковедческих проблем – вопрос о взаимодействии ученых-творцов и их социального окружения при опубликовании новых результатов. Как показывают исследования психологов, склонность к критицизму является врожденным свойством людей, и интеллектуальные силы общества пытаются доказать, что новые идеи плохи, т.к. разрушают ставшие привычными представления. Встретившись с целым коллективом критиков, среди которых многие могут обладать гораздо большей эрудицией и авторитетом, авторы новой идеи оказываются почти беззащитнымы. В оценке научных идей, которые в силу их новизны не поддаются сразу логическому анализу, субъективный фактор еще долго будет играть решающую роль для понимания механизма научного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
2. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные педагогические технологии. Монография. – М.: МГИУ, 2003. – 372 с.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979. – 175 с.
4. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб.пособие для студентов втузов. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.
5. Формирование системного мышления в обучении: Учеб.пособие для вузов / Под ред.проф. З.А. Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.
6. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб.пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2003. – 150 с.
7. Управление, информация, интеллект. / Под ред. А.И. Берга. – М.: «Мысль», 1976. – 383 с.
8. Родионов В.Д., Терехов В.А., Яковлев В.Б. Технические средства АСУ ТП: Учеб.пособие для вузов по спец. «Автом. и управл. в технич.сист.» / Под ред. В.Б. Яковлева. – М.: Высш.шк., 1989. – 263 с.
9. Передача информации с обратной связью. М., «Связь», 1976.
10. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. Пер. с польск. – М.: Мир, 1981. – 456 с.
11. Биологическая кибернетика. Под ред. А.Б. Когана. Учеб.пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Высш.школа», 1977.
12. Введение в психологию / Под. общ.ред.проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
13. Системный анализ процесса мышления / Под ред. К.В. Судакова, АМН СССР. М.: Медицина, 1989. – 336 с.
14. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с. (серия «Учебник для вузов»).
15. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш.шк., 2001. – 271 с.
16. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. – 274 с.
17. Силантьева К.Г. Поведение и его механизмы: Учеб.пособие к спецкурсу «Поведение животных» / Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург: УГПИ, 1992. – 133 с.
18. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.
19. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.: «Наука», 1985. – 137 с.
20. Пенькова Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учебное пособие. – Самара, 1994. – 144 с.
21. Матвеев М.Н. Диалектика самоорганизации предбиологических систем. Казань, изд-во Казанск. Ун-та, 1980. – 224 с.
22. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Ленинград, «Наука», 1977.
23. Кара-Мурза С.Г. Проблемы организации научных исследований. М.: «Наука», 1981.
24. Потеев М.И. Концепции современного естествознания – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 352 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.