Для осознания студентами сложной учебной информации на лекционных занятиях необходимо обязательно использовать элементы исследования информационных, математических или других моделей изучаемых объектов (процессов) и знакомить студентов с алгоритмами исследования. Основные этапы исследования можно осуществлять с помощью структурно-функционального метода. Исследования должны быть продолжены на лабораторных занятиях. На практических занятиях преподаватель знакомит студентов с алгоритмами решения типовых учебных и творческих задач, алгоритмами поиска ошибок при решении задач и при активном участии студентов решает задачи каждого типа. При самостоятельной работе студенты решают задачи для овладения навыками применения теории и самоконтроля усвоения знаний.
Необходимо отметить, что человечество уже давно эмпирически без научного обоснования реализовало применение решающей обратной связи при изучении математики и дисциплин, использующих математический аппарат. Можно предположить, что выдающиеся успехи математики определялись не только спецификой этой науки, но и методом ее изучения. Представители гуманитарных наук долгие годы полагали, что применение задач при изучении этих наук возможно лишь в будущем. В настоящее время при возрастании требований к гуманитарным специальностям разработка задач для гуманитарных дисциплин становится очень актуальной.
Процесс преобразования новой информации в мозге человека осуществляется одновременно с процессами восприятия и запоминания. Для улучшения восприятия и запоминания студентами информации преподавателю необходимо активно использовать наглядные средства обучения, учитывая особенности процессов восприятия и условия запоминания:
- целостность восприятия предмета на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений;
- структурность восприятия, т.е. восприятие абстрагированной из мгновенных ощущений обобщенной структуры, которая формируется в течение некоторого времени;
- систематизацию и классификацию учебного материала, ассоциирование его по сходству и контрасту;
- раскрытие причинно-следственных связей;
- выделение главного и второстепенного.
Этим особенностям и условиям в наибольшей степени соответствуют математические, естественнонаучные и другие дисциплины, использующие математический аппарат. Гуманитарные дисциплины зачастую изучаются без использования наглядных средств обучения, что очень затрудняет восприятие и запоминание новой информации.
На лекции мозг преподавателя переводит информационную структуру излагаемого материала в форму речевого потока. При этом бессознательно в речевой поток включаются элементы, которые позволяют слушателям восстановить информационную структуру материала. Выбор алгоритмов построения речевых потоков в большей степени зависит от структуры материала. Если преподаватель (автор учебника) использует информационный метод изложения, то речевой поток (текст учебника) направлен в основном на запоминание нового материала, а не на его усвоение.
Анализ большого объема учебной литературы по естественнонаучным, техническим и гуманитарным дисциплинам показал, что на протяжении последнего десятилетия осуществляется эмпирический переход от структуры изложения учебного материала с информационной обратной связью к структуре с решающей обратной связью, что подтверждает объективность и актуальность проводимых исследований.
Проблема человека становится ведущей среди научных и технологических проблем современной цивилизации. Поэтому возникает необходимость, во-первых, оптимизации взаимосвязей между человеком, неживой природой, техническими и биологическими системами, социумом, и, во-вторых, применения общенаучных методов в гуманитарных, естественных и технических науках. Эти методы должны быть более эффективными в решении проблем человека, его воспитания и обучения, чем традиционные приемы исследования.
Преподавателей необходимо ориентировать на рассмотрение изучаемых объектов как определенным образом организованных систем. Установление внутрисистемных связей между элементами системы, между системой и средой, выявление принципов управления создает условия для строго логической систематизации фактического материала, выработки способов описания объектов, перехода к этапу математической формализации, осмысления закономерностей познавательного процесса.
Несмотря на то, что каждая система может рассматриваться с различных сторон, желательно использовать метод, позволяющий выявлять и анализировать на основе системных позиций основные признаки изучаемого объекта:
1) структурные, определяющие внутреннюю организацию объектов и их внешние связи;
2) функциональные, включающие алгоритмы и критерии функционирования объектов;
3) эволюционные, характеризующие возможность наращивания структурных и функциональных признаков объектов.
Перечисленные операции можно выполнить с помощь рассмотренного структурно-функционального метода. На основе этого метода анализ информационного, материального или энергетического взаимодействия объектов материального мира или их компонентов можно осуществлять с помощью классификации процессов на базе различных характеристик. В качестве примеров можно назвать информационное взаимодействие оператора и компьютера, технических средств систем управления, энергетического взаимодействия узлов электрооборудования, материального взаимодействия объектов неживой природы и технических систем и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.