В настоящее время воспитательная работа в воинских подразделениях имеет существенные недостатки:
1) отсутствие научных основ разработки мероприятий воспитательной работы;
2) требования приказов и нормативных документов способствуют шаблонности в планировании воспитательной работы, а строгость формулировок и критериев при подведении итогов не основана на объективной оценке обстановки;
3) содержание планов воспитательной работы не дифференцировано по отношению к разным категориям военнослужащих по званию, должности, военной специальности и т.п., а офицеры-воспитатели не имеют достаточной методической подготовки для реализации планов;
4) бессистемность планов приводит к потере управляемости дисциплины в подразделениях.
С целью информационного анализа отдел воспитательной работы воинского подразделения был представлен в виде системы управления воспитанием личного состава (рис. 22). Из всех информационных процессов системы управления в первую очередь, как показывает практика, требуется совершенствовать процессы обработки информации и воздействия на объект управления.
По первому процессу необходимо:
1) разработать комплекс типовых информационных моделей военнослужащих разных категорий;
2) разработать алгоритмы обработки информации о военнослужащих и принятия решений по воспитательной работе;
3) усовершенствовать критерии оценки эффективности воспитательной работы.
По второму процессу необходимо существенно доработать действующие методики проведения общественно-государственной подготовки, психологической и военно-социальной работы.
Классификация информационных процессов в системе воспитательной работы по достоверности, надежности и оперативности приведена на рис. 23. Из рассмотрения классификации следует, что контроль достоверности информационных процессов осуществляется только на основе информационной обратной связи (ИОС) и не способствует формированию творческих качеств у офицеров-воспитателей и личного состава воинского подразделения. Не обеспечена полная надежность и оперативность информационных процессов. Воспитательная работа осуществляется практически без применения вычислительной техники и современных информационных технологий, которые способствовали бы развитию у офицеров-воспитателей конструктивного и творческого мышления, умений принимать оптимальные решения в сложной ситуации, навыков исследовательской деятельности, информационной культуры. Результаты проведенного анализа раскрывают пути внедрения в воинские подразделения современных технологий управления воспитательной работы с целью повышения ее эффективности.
4.4. Материальная картина мира
Как известно, в науке используются специфические методы построения, систематизации и обоснования знания. Кроме аксиоматического метода, систематизация осуществляется с помощью различных логических средств, например, индукции и дедукции. Наиболее развитой формой систематизации знаний в конкретной области исследования является научная теория, которая дает целостное, системное отображение определенной области действительности.
В настоящее время тенденция к интеграции научного знания, в основе которой лежит системное движение, преодолевает негативные последствия противоположной тенденции к дифференциации знания, направленной на обособленное изучение отдельных процессов и областей реального мира. Тщательный качественный и аналитический анализ отдельных свойств объектов и процессов в рамках отдельных научных дисциплин играет значительную роль в прогрессе науки, однако, чтобы отразить единство и целостность мира, отдельные его компоненты необходимо интегрировать в рамках соответствующих концептуальных систем.
Один из вариантов концептуальной системы можно получить путем дополнения структурной картины мира главными атрибутами материи: формами и процессами движения материи, формами бытия материи, иерархической структурой материи, эволюцией объектов и процессов в материи (рис. 24).
Рис. 24. Материальная картина мира
Основу материальной картины мира образуют объекты и средства воздействия, в которых процессы преобразования массы, энергии и информации осуществляются аналогично при всех формах движения материи. Объекты и средства воздействия имеют также однотипные характеристики, которые находятся в обратной зависимости по отношению к параметрам пространства (структурности и протяженности), времени (длительности) и уровню иерархической структуры. Данные зависимости сформулированы на основе качественного анализа материальных систем различной природы. Строгие аналитические выражения могут быть получены в ходе дальнейших исследований этих зависимостей.
Эволюция материи представляет собой эволюцию объектов и средств воздействия, которая, в свою очередь, определяет эволюцию форм движения материи и, следовательно, процессов преобразования массы, энергии и информации.
В соответствии с философской теорией развития условием существования и основой развития различных систем является единство противоположностей в форме их равновесия и нераздельности. Однако любая система, будучи стабильной и уравновешенной в структурно-функциональном назначении, в то же время внутренне неравновесна. Внутренняя неравновесность и нескомпенсированность не может быть скомпенсирована в принципе. Неравновесность в системе представляет собой ее асимметричность и является основой активности и способности системы к дальнейшему развитию (эволюции).
Эволюция систем происходит при одновременном действии трех факторов: наличии внутренних противоречий, изменении внешних условий в естественных пределах и при импульсных или нарастающих глобальных воздействиях.
Рассмотрим действие этих факторов на технические комплексы: система управления – технологический объект. В системах управления и технологических объектах внутренние противоречия включают:
1) противоречия между реальной и идеальной технической реализацией компонентов, выражающиеся в отличии их реальных и идеальных технических характеристик;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.