Человек является главным компонентом социальной системы. Как биологическое существо, он представляет собой подвижную, самоуправляющуюся целостную систему, однако биологическое не является определяющим в человеке.
Становление человека явилось результатом действия социальных факторов. Человек – компонент множества систем. Он член семьи, трудового коллектива, принадлежит к определенной нации, является гражданином определенного государства, компонентом экономической, политической и культурной системы. Эти системы определяют и формируют в нем соответствующие социальные качества.
Решающее значение в формировании социальных качеств человека имеет трудовая деятельность, в процессе которой он вступает в общественные отношения с другими людьми. Потребность управления человеческим обществом появилась с его возникновением. Первобытное стадо не смогло бы выжить в борьбе с природой, если бы им не управлял самый сильный и мудрый вожак.
Социальное управление – целенаправленное воздействие на общество для его упорядочения, сохранения и развития. Задачи социального управления особо сложны и ответственны на его высшем, государственном уровне. Государство есть сложная, динамически развивающаяся система, для которой характерны процессы управления и обработки информации. Каждый объект управления в обществе (государство, отрасль, предприятие, коллектив, личность) характеризуется существенными особенностями, но научные методы управления имеют в своем арсенале общие принципы и методы воздействия на любой объект управления.
Социальное управление изучают многие общественные дисциплины: философия, социология, политология, правоведение, экономика, культурология и др. Они показывают, что только научно обоснованное управление позволяет получить достоверную информацию об объекте управления, оптимизировать процессы принятия решений и выбора средств воздействия на объект управления, обеспечить прогрессивное развитие общества на основе нравственных и культурных ценностей.
2.4. Структурная картина мира
Наука от эпохи ее возникновения до наших дней не раз меняла свой облик, проходя через ряд стадий своей эволюции. Но только в техногенной цивилизации она обрела мировоззренческие функции и стала создавать и развивать картину мира, претендуя на то, чтобы люди соизмеряли с ней свое миропонимание и деятельность.
При характеристике структуры и динамики науки понятие «научная картина мира» применяется в трех основных значениях. Во-первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках (общенаучную картину мира). Во-вторых, оно обозначает систему представлений о природе, складывающихся в результате объединения достижений естественнонаучных дисциплин (естественнонаучную картину мира) или совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках (социально-научную картину мира). В-третьих, оно обозначает горизонт систематизации знаний в отдельной науке (специальную научную картину мира).
Таким образом, картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки, которые создают целостный образ мира в его основных аспектах (объекты, процессы, характер взаимодействия, пространственно-временные структуры).
Наряду с понятием научной картины мира современным научным мышлением овладевает идея структурного единства мира, выражающегося в той или иной степени подобия различных классов объектов и процессов. На всех этапах развития научной и философской мысли проводилось обоснование необходимости содержательной науки о структурном единстве мира.
Роль такой содержательной науки в настоящее время может выполнять, на наш взгляд, комбинация из естествознания и кибернетики. Естествознание – наука о природе, изучающая наиболее общие свойства материального мира с помощью его основных атрибутов: вещества, энергии, движения, пространства и времени. Кибернетика – наука о закономерностях, лежащих в основе процессов управления в различных средах.
Естествознание и кибернетика позволяют также подойти к построению структурной картины мира, поскольку, как показала кибернетика, системы материальных объектов и материально-энергетические процессы в них являются источниками, носителями и потребителями информации. При этом необходимо учесть, что, во-первых, к теории о структурном единстве мира издавна предъявлялось требование иметь наименьшее число исходных понятий и принципов, во-вторых, любая материальная система имеет два класса основных характеристик: материальные о вещественно-энергетических взаимодействиях и структурные, отражающие иерархическую организацию, изоморфизм, виды процессов, обратные связи.
В качестве возможного элемента развития этой теории рассмотрим структурную картину мира, полученную в результате проведенного выше анализа взаимодействия объектов материального мира (рис. 10).
В каждой паре или группе взаимодействующих объектов неживой природы средством воздействия является объект (группа объектов) с бóльшей энергией по сравнению с объектом (другими объектами) воздействия, перемещающимся относительно средства воздействия. Средства воздействия имеют более сложную структуру по сравнению с объектами воздействия. Указанные объекты входят в состав объекта воздействия более высокого уровня иерархии материи и в состав средства воздействия более низкого уровня иерархии.
В технических информационно-управляющих системах средства воздействия (устройства управления) имеют более сложную структуру и реализуют больше информационных процессов, чем объекты воздействия (информационные объекты управления). Основные характеристики технических средств информационно-управляющих систем (достоверность, надежность, быстродействие, точность, устройство) аналогичны характеристикам технологических объектов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.