4. Восприятие и деятельность.
5. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.
6. Научение в восприятии. Восприятие и обучение.
Ключевые понятия:
Восприятие. Целостность восприятия. Константность восприятия. Предметность восприятия. Избирательность восприятия. Феномен фигуры и фона. Осмысленность восприятия. Апперцепция. Перцептивные действия. Наблюдательность.
Рекомендуемая литература:
1) Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб., 2000 (Гл.1, раздел 2: революция от гештальта; победа когнитивизма.) .
2) Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, СПб, 1993 (1.4. Гештальт-психология: последействие фигуры и фона;).
3) Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., «Просвещение». 1968 ( Гл.1, 3, 4).
4) Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
5) Гусев А.Н. Ощущение и восприятие.- М.,МГУ- 2-ой том, изд. «Академия», 2007
6) Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003
7) Хрестоматия «Психология ощущений и восприятия», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 1999
Семинарское занятие № 4. Тема: “ Первичные и вторичные образы ”
План:
1. Барьеры, иллюзии и стереотипы восприятия – разведите понятия и приведите примеры.
2. Психология восприятия цвета
3. Представления и их место в структуре познавательных процессов.
4. Основные характеристики представлений в сравнении с восприятием.
5. Какие психические процессы можно отнести к первичным и вторичным образам? Последовательные, персеверирующие образы и первичные образы памяти – разведите понятия.
Ключевые понятия:
Перцептивный образ. Хроматические цвета. Иллюзии восприятия. Стереотипы восприятия. Галлюцинации. Последовательный образ. Представления. Фрагментарность представлений. Неустойчивость представлений.
Рекомендуемая литература:
1) Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
2) Гусев А.Н. Ощущение и восприятие.- М.,МГУ- 2-ой том, изд. «Академия», 2007
3) Психология цвета, ред. Удовик С., М., Ваклер, 1996
4) Рок И. Введение в зрительное восприятие, в 2-х т.-М.,1980
5) Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003
6) Хрестоматия «Психология ощущений и восприятия», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 1999
7) Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.,1975 и др.
Семинарское занятие № 5. Тема: “ Память как высшая психическая функция”.
План:
1.Ассоциации. Взгляды Аристотеля на роль ассоциаций.
2.Теории и механизмы пямяти. Исследования Г.Эббингауза.
3.Память как высшая психическая функция. Исследования А.Леонтьева и А.Лурия.
4.Аномалии памяти.
5.Память и научение.
6.Память и деятельность.
Ключевые понятия:
Память. Произвольная память. Непроизвольная память. «Кривая забывания». Мнемические процессы. Ассоциации. Амнезия. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник). «Эффект края». Энграммы.
Рекомендуемая литература:
1) Аткинсон Р. Человеческая память как процесс обучения, М.,1980
2) Клацки Р. Память человека. – М.,1978.
3) Линдсей П.,Норманн Д.Переработка информации у человека: введение в психологию, пер. с англ.под ред. А.Р.Лурия,М.,Мир,1974
4) Нуркова В.В. Память. - М.,МГУ- 3-ий том, изд. «Академия», 2008
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.