Задания к семинарским занятиям и самостоятельным работам по общей психологии, страница 5

4.  Восприятие и деятельность.

5.  Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

6.  Научение в восприятии. Восприятие и обучение.

Ключевые понятия:

Восприятие. Целостность восприятия. Константность восприятия. Предметность восприятия. Избирательность восприятия. Феномен фигуры и фона. Осмысленность восприятия. Апперцепция. Перцептивные действия. Наблюдательность.

Рекомендуемая литература:

1)  Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб., 2000  (Гл.1, раздел 2: революция от гештальта; победа когнитивизма.) .

2)  Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, СПб, 1993 (1.4. Гештальт-психология: последействие фигуры и фона;).

3)  Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., «Просвещение». 1968 ( Гл.1, 3, 4).

4)  Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.

5)  Гусев А.Н. Ощущение и восприятие.- М.,МГУ- 2-ой том, изд. «Академия», 2007

6)  Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003

7)  Хрестоматия «Психология ощущений и восприятия», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 1999

Семинарское занятие № 4. Тема: “ Первичные и вторичные образы ”

План:

1.  Барьеры, иллюзии  и стереотипы восприятия – разведите понятия и приведите примеры.

2.  Психология восприятия цвета

3.  Представления и  их место в структуре познавательных  процессов.

4.  Основные характеристики представлений в сравнении с восприятием.

5.  Какие психические процессы можно отнести к первичным и вторичным образам? Последовательные, персеверирующие образы и первичные образы памяти – разведите понятия.

Ключевые понятия:

Перцептивный образ. Хроматические цвета. Иллюзии восприятия. Стереотипы восприятия. Галлюцинации. Последовательный образ. Представления. Фрагментарность представлений. Неустойчивость представлений.

Рекомендуемая литература:

1)  Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.

2)  Гусев А.Н. Ощущение и восприятие.- М.,МГУ- 2-ой том, изд. «Академия», 2007

3)  Психология цвета, ред. Удовик С., М., Ваклер, 1996

4)  Рок И. Введение в зрительное восприятие, в 2-х т.-М.,1980

5)  Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003

6)  Хрестоматия «Психология ощущений и восприятия», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 1999

7)  Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.,1975  и др.

Семинарское занятие № 5. Тема: “ Память как высшая психическая функция”.

План:

1.Ассоциации. Взгляды Аристотеля на роль ассоциаций.

2.Теории и механизмы пямяти. Исследования Г.Эббингауза.

3.Память как высшая психическая функция. Исследования А.Леонтьева и А.Лурия.

4.Аномалии памяти.

5.Память и научение.

6.Память и деятельность.

Ключевые понятия:

Память. Произвольная память. Непроизвольная память. «Кривая забывания». Мнемические процессы. Ассоциации. Амнезия. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник). «Эффект края». Энграммы.

Рекомендуемая литература:

1)  Аткинсон Р. Человеческая память как процесс обучения, М.,1980

2)  Клацки Р. Память человека. – М.,1978.

3)  Линдсей П.,Норманн Д.Переработка информации у человека: введение в психологию, пер. с англ.под ред. А.Р.Лурия,М.,Мир,1974

4)  Нуркова В.В. Память. - М.,МГУ- 3-ий том, изд. «Академия», 2008