Проблема происхождения философии. Протофилософия, ее функции и значение. Особенности античной философии и этапы развития. Диалектика Гераклита. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»), страница 9

Др фил разв в ионийских гор зап побережья Малой аз. В 7-6 вв до н.э. Чтобы понять учение милеет шк нужно узнать его суть. 1. Учение о становл – непрерывный проц. Станов произ от элем, типов материи, кот признаны осн. Чувст материалом есть то что зримо и осязаемо – вода, возд, огонь. Земля ист всего сущ еще с др. вр. Стан элем каждый понимал по своему. Анахонмен учил о разреж и сгущ всех элем. Зем стан более подв и перех в воду. Вода испар в возд, он в огонь, в конце образ эфир из кот сост небо и боги. Все происх непрерывно. В Милесе жили Фалес, Анаксимандр, Анаксимент. Фалес: исх из скуд знан о природе он реш отв на вопр: что леж в осн всего сущ. Вода – первоприч всего. Все возн из воды и все в нее превращ. Но вода у Ф не то, что мы предст. Ф мыслил воду как физис (жидкий), а то, что мы видим – толькоодно из сост. Ф – натуралист. В антич это не материалист в совр поним. Его вода осед с божеств началом. Ф счит, что Бог есть самое др, ибо некем не рожд, а значит основа всего –бог. В уч Ф отраз традиц предст мифол космогонии. Анаксимандр: углуб проб первоначала. Начало – бесконечно, из него происх все вещи. Он ввел термин – апейрон – нечто лишен границ, но имеющ спец природу. Это бесконеч и выступ как божеств, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Антич боги не умир, и не рожд. Мир сост из серии противоп . Отсюда зачатки диалект. Если беск первоосн, то бескон и мир (наш мир один из беск миров). Земля цилиндр, птом появил вода, возд и огонь из кот род звезды, солнц, луна. Океаном омыв земн поверх. Справ: если один из элем сост пару против, берет верх над против, то этим он совер несправ и должен уступить место против, а затем все повтор. Анаксимен: учен превыше. Первоначало бесконечно – это воздух, благодаря наиб подвиж прир и пост измен, лучшая основа для вариаций и трансф. Конденсируясь воздух перех в воду, она в землю, охл и нагрев образ огонь. Воздух божеств, т.к. мы рожд из него, он бескон и щедр, и никогда не убывает.

21. Учение Перманида. Перманид (6-5 в) разв и углуб монистическую  фил Ксенофонта. Его учение предвосхищает Платоновский идеализм. Различал мир предметов и мир явл, о кот можно лишь умозрит сост себе нек неясные понятия. Мысль и бытие – одно и тоже:»одна и то же есть  мысль и то, о чем  мысль сущ-ет»., ибо нет мысли, не нашедшей выражения в бытие. Мысль может охватить только то, что сущ, след-но, она и есть бытие. Сущ только бытие, небытия не сущ и не может сущ, а потому учение Гераклита о вечном столкновении и изм мира для П не приемлемо. Познавая сущность вещей мудрец не должен доверять чувствам – истин знание рожд лишь разумом, т.е теор мышлением. Источником познания явл не ощущ, а разум. Рением и слухом мудреца должны стать мысль: кто не идет за ней, уподобляется слепому или глухому, запутывается во внутр противоречиях. Поскольку есть только бытие, а небытия нет, то бытие есть то, что не порождаемо и не уничтожаемо. Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается или во что бытие превращается. П также не раз обозначает бытие как ограниченное в значении «законченного» и «совершенного». Абсолютное равенство и завершенность воплощались в идее сферы, которую уже пифагорийцы понимали как совершенную фигуру, как целостность.

23. Философия Пифагора.

П из Самоса (580-500) при тиране Поликрате Перес в Юж Ит в г. Кротон, где осн полит союз, предст интер аристократии. Сам ничего не писал, учения его претерп знач эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ жизни это власть аристократов. Учение П дало толчок борьбы м-ду материал и идеал. Особенности пифагорейства: школа возникла как некое братсво, подчин стр правилам общежития и поведения. Их цель – достиж опред типа жизни, через позн общ блага. Учение воспр как тайна, в кот были посвящ немногие. Впослед пифагоризм заметно обогатился, поэтому необ различ первонач уч от последующ. В основе учения П лежит число как начало всех вещей. Для антич способа мышл – число – это нечто реальное, более того, оно реальнее чем вещи и лишь в этом смысле понимаемо как начало образующее вещи. Вещи протекают из чисел, но числа не абс первичны, а происходят из соотв элементов. В самом деле, число образ некое множество (неопред), к-е потом себя определяет и ограничивает. Два элем составляют число: один неопред и бесконечн и один опред и конечн. Число рождается из гармонии конечных и бескон элементов, порождая все остальное. В четных числах доминирует неопредел (они менее совершенны), в нечетных ограничивающее ( более совершенны). Нечетные числа – мужские, четные – женские. Единица ни четная, ни нечетная, она равная равному, и бо из нее происходят все числа четные и нечетные. Соверш число 10, его можно предст в виде треуг. Если число есть порядок, то все это и есть порядок. По гр Космос.  Цель жизни – сов душу от тела через очищения ее. Этот  путь они видели в науке, в поисках истины и блага, путь познаия, кот и есть высшее очищение. Божеств явл число 7, кот покровитель и господин всего отсального. Это бог, вечное, твердое, неподвижное. Семерка не порожд, она не пораждает, а то, что неподвижно. Кроме того 7 означает момент истины.

25. Роль мудреца в античном полисе. Софисты и софистика