7. Космогония и космология в древнеегипетской протофилософии. Концепция Нуна.
Жарождение философской мысли в Египте происходило не только в следствии необходимости решать проблемы общественной жизни, а как результат накопления знаний природоведения. Египтяне не отрывали человека от природы, но все явления пытались осмыслить посредством человека. Именно им удалось уйти от упрощенного понимания земли, космоса, увидеть их объемность. Благодаря этому возникают геометрия, механика, математика, медицина. Но господство Бога в жизни египтян первостепенно и оно проецировалось на фараона. Так появилось отождествление бога с человеком. Религия и мифы не давали египтянам глубже использовать знания науки и техники, что прежде всего отражалось на толковании происхождения мира. Тут господствует идея о существовании первоначально первобытного океана, олицетворенного богом Нуном. Пустыня слишком велика и вода для египтян это жизнь в полном смысле слова. Океан Нун первичен. Хаос вне мира и угрожает ему, поэтому из борьбы бога с хаосом появляется Солнце – Демиуг, оно возникает само собой и создает других. История мироздания в различных местах разнится, но везде сотворению человека отводится незначительное место. Он возник из слез бога Ра или на гончарном крегу бора Хнума. Важной является идея, что борьба бога с хаосом, борьба добра и зла извечна.
Представление египтян о первобытном океана Нуне перекликается с натурфил. учением др. гр. Ученого Фалеса о воде как начале начал. Но космогонизм египтян облечен в мифическую форму и далек от материализма.
9. Протофилософские идеи «Ригведы»
Основы религиозной системы индии были результатом синтеза примитивных верований проиндийцев, как аборигенных народов и при пришлых (шумеров и Ариев). Арийское нашествие – один из аспектов широкого исторического процесса. Древние арии были язычниками, они одухотворяли и обожествляли животных, растения, явления природы. Религия их предполагала жертвоприношения. На рубеже 11 – 1тыс до н.э. священные тексты Ариев были оформлены в канонической форме в виде ВЕД. Веды (от ведать) – это самхиты (сборники) священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний. Таких вед 4. Ригведа – гимн богам, их более 1000. В нихз содержаться прославления в честь важнейших богов, их деяний. Показываются родственные связи, потенциал и основные функции. Большое место в гимнах занимают мифо-поэтические образы и сюжеты: преследования бога солнца Сурвея богини утренней зори Ушас – бесконечний и ритмичные бег времени; знаменитые три шага Вишну, которыми он пересек землю - все конечно; мифы о сотворении мира. В Ригведе дан пантеон богов. Главный Дьяус – бог неба, отец богов, всемогущественный. Его жена Притхива. Они прародители мира, богов и людей. Индра – их первенец, бог тепла и света, дождя и бури. Бог огня – Агни – повелитель вселенной, мудрец, воин, покровитель семьи и дома, посредник между небом и землей, людьми и богами. Сома – бог опьяняющего напитка, необходимого для церемонии жертвоприношения, ему приписывали сверхестественную силу. Сурья – бог солнца, Варупа – бог ночи, хранитель вечного порядка, знающий обо всем и всех, наказывающий виновных и прощавщий покаявшихся. Пуруша – первочеловек, принесенный в жертву богами, их его тела создана вселенная, душа. Он материальный заполнитель вселенной и космический разум, знаток вед.
11. Философская концепция раннего буддизма.
Б. возник в 6 в. до н.э. в индии, когда там шел процесс разложения родоплеменных отношений, зарождение классов и формир. рабовлад. Г-ва. Б привлекал народ иллюзорным религиозным равенством людей и обещанием избавления в загробном мире страданий земной жизни. Господствующие классы использовали Б для осуждения племенной раздроб, ориентацией масс на примирение с соц. нер-ом и пропаганды идей покорности и смирения. Приверженцы Б связ. возник. этой религии с деят-ю инд. принца Гаутамы. По легендам его рождение было необык. и сопр. Мн. чудес. Жизнь его была безоблачна, но он рано стал думать о проблемах старости, болезни, смерти. С 19 лет он стал вести отш. образ жизни, стараясь указать людям путь избавления от страданий. Через 7 лет к нему пришла истина, он стал Буддой (умудренным) и начал проповедовать. Вначале идея Будды фил. обосн. в уч. о мире и чел. личности как потоке сменяющихся элементов материи и сознания. Осн. пол. ран. Б изл. в Трипитаке – свод религ. правил, откровения Будды. Оно сод. 4 истины. Жить – значит непрерывно страдать, причина – желания, поиск уд., для осв. от страданий надо избав. от Ж. и следование учению Б. Оно ориентирует на соц. пас. Строгое соблюдение «истин» приведет вер. к Нирване – сост. полной отреш., вечного блаж-ва, в слиянии с Богом. Мир – это поток идеальных частиц, комбинации кот. образ. все сущее и человека. Первично – идеальное. Смерть – это распад комбинаций для образ. новых. Сочетание частиц в новорожденном опред-ся кармой, совок-ю грехов и добродетелей прошлой жизни. Карма опред. полож. ч-ка в общ-ве. Поэтому не надо бороться за улучш. его. Возникает учение о РАЕ – преддверии нирваны. Это место души, свободной от забот и говорящей с богом. Буддизм рассматривает и этические проблемы: целомудрие, уважение к собственности, правдивость, чистота мысли дел, щедрость и т.д.
13. Основные даршаны древнеиндийской философии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.