33. Учение Аристотеля о четырех причинах
А крит П за то, что тот припис идеям сам сущ-е, обособив и отделив их от чув мира. Сущ-ь - это единич, обл сам-ю бытие. Она отв на вопр:«Что есть вещь?» и предст собой то, что делает предм именно этим, не позволяя ему слиться с другими. А делит сущ-и на низ и выс. Низ сост из материи и формы. Мат - это первич материал, потенция вещей. Материи превр из возм-ти в действ-ть форма. А понятие идеи зам на пон Ф. Ф - это актив начало, нач Ж и Дея-ти. Выс сущ-и он наз чист Ф. Они и есть ид сущ-и. Наивыс сущн-ю А счит чист, лишен материн Ф - Перводвигатель, кот служ источ Ж и движ всего космоса. В соотв с уч о сущ-и, А проводит классиф причин бытия : 1) Мат-е, то, из чего сост вещи, их субстрат. 2)Формальные, в кот Ф прояв себя, образуя сущ-ь, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие ист движ и прев возм-и в действ-ь, эн. база фор-я вещей. 4)Целевая, отв-я на вопр «Почему?» и «Для чего?». А всегда связ движ с соот эн, без кот не может произ превр потен-го в акт-е. Под Энтелехией А поним результат, цель движ, заверш проц. Каждое бытие содер в себе вн цели . Благодаря цели, закл в предмете, рез нах-я в бытии до его осущ, когда процесс зак и Движ достигло своего завер-я, цели разв. Энтелехии вносит в движ телеол х-р. Телеол А находит свое выс разв в его уч о перводвнгателе. Т.к. дивж вечно, то должно сущ нечто, что прив все тела в движ - первый двигатель. Он не нах в движ, т.к. у него нет двиг-я, он сам есть эн, чист Дея-ть. Он не обладает матерней, это чистая Ф - цель. Душа явл-ся Ф по отношению к материи и присуща лишь жив сущ. Ей обладают только растения, животное и человек. Раст душа ведает функ пит, роста и размн. У жв-х прибавл способ-ь желания. Разум душой обл лишь ч-к., это такая часть души, кот познает и думает. Разум сост осн начало этой души. Он не зав от тела, бессм и нах в тесн связи с вселен разумом. Отл ч-ка от жив -это спос-ь к интел жизни.
35. Теология Аристотеля. Учение об энтелехии
Телеология - (от греч. теоса - бог, логос - учение, слово) - философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы. С точки зрения телеологии, не только человек, но и все явления природы имеют целеполагающие начала, души своего рода. Если человек сознательно ставит перед собой цель, то в природе осуществляется бессознательно. Телеология пытается объяснить всеобщую взаимосвязь, закономерность всех явлений природы.
Первая последовательная система телеологии была разработана Аристотелем. У него принцип целесообразности распространяется и на бытие и возводится в конечную инстанцию к Богу. Отличая целесообразность природы в целом, он выдвигает понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы. Примеры целесообразности Аристотель усматривает в явлении роста организмов как закономерный процесс развития, внутренне присущий живым телам и особенностей их строения, достигаемый ими в зрелом возрасте.
Аристотель считал, что каждая вещь имеет свое предназначение, носит в себе активное целеполагающее начало, душу, энтелехию и в то же время все цели природы подчинены единой высшей цели. Энтелехия — осуществленная цель, а также активное начало, предвещающее возможность в действительность. В душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели, эта часть - ум, за исключением которого все части души подлежат разрушению, как и тело.
Цель — одна из четырех причин, которую он ставит наиболее высоко, также объясняет цель и смысл движения, развития.
37. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»)
Кроме физ мира и его ст-ры А изучал сущее в нем, сущ-ва неодуш (без разума), одуш и сущ надел разумом. Одуш сущ посвящ мн-о трактатов, но особое знач им «О Д». Одуш сущ от неодуш отл тем, что они обл началом, дающим Ж, и это начало - Д. Что же такое Д? Для этого А воспроизв свою метафиз-у реал-и, где все вещи - сплав М и Ф, где М - потенциал, возм-ь, Ф - акт, реализ возм-ти - энтелехия. Для живых существ, тело: потенциал, Ф (сущность) и акт (реализация) реализация которого - душа. «Д есть причина и начало живого тела», «первая энетелехия физ тела» (душа рассматривается как форма, реализация). Душа - как принцип жизни должна им спос-и, фун-и и части, отв-е за разные операции и их регул. Душа имеет три уровня: вегетативная, чув, рац. Чтобы обл рац Д, ч-к должен иметь две другие, животное должно иметь вегет Д, чтобы обладать чув, вегетативной можно обладать и без двух других. Вегет Д - наиболее элем начало жизни, которое регулирует биол активность. Объясняя жиз процессы, А преодол натур трактовку, считая, что причиной роста - не является огонь, тепло, М вообще - в лучшем случае они сопрнчина роста, а - Д, кот также св с питанием (оно возм благодаря теплоте Д), н репродукцией (вегет Д отв за воспр - цель любой.жизни). Чув Д - животные, помимо этих ф-ий обл ощущ-и. Ощущ - наиболее важно. Мы обл ощ не актуально, но потенц, даже когда нет контакта с актуально чув объектом. Чувство – спос-ь прин чув Ф без М. Аппетит возн как следствие ощущ. Движ возн из желания, оно приводит в движение в направлении к объекту желания. Разум Д - присуща только ч-ку. Органы чувств не бывают вне тела, понимание же сам-но. Понимание – способ-ь и потенциал познавать чистые Ф. Акт Интеллект - Д приходит извне, обожеств, остается в душе в теч всей Ж. Это сверхфиз и дух, бож-е в нас, неразруш, сама по себе мыслит активность бессмертна.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.