В 5 в во многих гор Гр на смену полит власти арист и ти рани пришла власть раб-влад демократии. В это вр возр потреб в обуч людей, к-е Влад бы исск судеб и полит краснореч, умеющ убежд силой слова. Нек из них станов учит полит знаний и ритоикки. Знание тогда не дел на фил и спец науки. Поэтому эти уч учили не только полит знан и праву, но и связ их с обществ вопрос филос и мировоззр. Их стали наз софистами, т.е мудрецами. Гл темами С – этика, политика, риторика, исск, языки, религ, воспит, т.е. все то, что явл культурой. С помимо поиска зн преслед цели чисто практ, и искали учеников. Они счит, что добродетель не дается от рожд и не зав от благ крови, но основ на знаниях. С брали плату за обуч и заним знанием как ремеслом. С разруш старую соц схему, к-рая делала доступной культуру лишь для избран слоев. С укоряли в бродяж, то это имело свою пользу. С расш границы полиса, они смотрели дальше Пл и Арист, учения кот породило гор-гос-ва. С провозг свободу духа в противовес трад, нормам, продемонст тем самым неогр веру в разум. С делил на стар группу: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и мл: Ликофорон, Алкидам. Протагор: ч-к есть мера всех вещей в том, что они сущ и в том, что они не сущ. Это легло в основу зап релятивизма. Этим принц П подверг отрицанию абс критерий отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий – это только ч-к, инд. Сч, что сильнее то док-во, кот больше отверг требов жизни. Нельзя сказать, что такое утв истиннее др, но только оно полезнее. Надо уметь выбирать и убежд людей в правоте выбора. П хотел учить диалектике – исск рассмотр люб предмета с разных даже против сторон. Горгий: тарктат «О природе или о небытие», где рассм идея непознав мира: ничто не сущ. Если и есть нечто сущ-е, то оно непознав. Если даже оно познав, то невыразимо и необ. Продик: В это вр С пост под сомн божест происх гос-ва и з-нов. Нек не боял объясн истор происх религ веров.
27. Учение Сократ о добродетели
Добродетель по гр «аретэ», что означало то, что делает нечто благим и совершенным. Поступки основ на Д прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающ в чем осот такие поступ, не захотят совер никаких иных, а люди не знающ не могут совер, даже и если совер, то впадут в ошибку. Все справ и хор поступ оснв-ны на доброд, то и справ и доброд есть мудрость. Истинаная справ, счит С, это знание ТОО, что хор и прект, вместе с тем полезно ч-ку, способ его блаженству, жизн счастью. Тремя осн доброд С считал: умеренность – знание, как обуздать стратси; храбрость – знание. Как преодол опасность; справ-ть – знание, как собл законы бож и чел-кие. Только благород люди могут претендовать на знание. А землед и др раб очень далеки от того, чтобы узнать самих себя. Они занют только то, что имеет отнош к телу и служат ему. Если познан самого себя есть признак разумности, никто из этих людей не может быть разумным в силу одного своего ремесла. Рабочему, ремес, землед, т.е. всему демосу, недоступно зание. С был неприм врагом нар масс. Он идеолог аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизмен моральн норм выраж идеол этого калсса. С пропов добрад в полит целях. Он сам говор о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за полит деят-ть, но в целях сверж аристокр и возвращ к заветам отцов.
29. Учение Платона об идеях.
П – основатель целой сист фил идеализма. Гл тезис: мир восприним чел чувствами, есть лишь слабое отраж, бледный отпечаток мира самост сущ-х идей – сверхчувственных постигаемых только мыслью философа прообразов всех вещей. Только эти умозаключаемые общие понятия идей сущ реально, вчено и неизм. Мир чувст вещей реален не более, чем мир теней. И именно тени доступны непосредств наблюд-м, дающему лишь мнение, лишь подобие истин знаний о вещах. Подлинное знание – это погружение мыслью в стихию идей, духовных сущностей, общих понятий. Но познание – воспоминание – до рожд душа ч-ка блуждала в мире идей, созерцая общ понятия. Все что имеет части изменчиво, а поэтому не тождест себе, а следов не сущ (тело и пр-во, в кот тела сущ). сущ только то, что не имеет честей, и значит, не принадлежит к чувст-простр миру. Сущ у П – хар-ка подразумев вечность, неизмен-ть, бессмертие. Идеи – не мысли, а то, по поводу чего мысль думает когда она свободна от чувственного. Это подлинное бытие, бытие в превосх степени. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Основу диалога «тимея» образует метафизика. Чувственный мир сост из бесконечностей пр-ва и особых мат форм, к-е приняло пр-во, чтобы отобразить идеи. Но сила разума ограничена. Деятельность высших целей нельзя познать в понятиях. Высшие цели – в виде образного мира богов – творца Демигура. Демигур. мир идей – мир созданный богом – ед мир, кот облад разумом и душой. Находясь в вечном движении миров душа приводит в движ весь космос, но не землю. Идеи запредельны, невыразимы в образах чувств опыта, ни в каких понятиях и категориях числа, пр-ва и времени. Реально сущ не предмет, а его умопостигаемая сущность.
31. Учение Платона о познании
Учение о предсуществовании души связывает представление П о познании как припоминании, воспоминании, анамнез. До своего воплощения в тело душа каждого ч-ка пребывала в сверчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте. Познание – это воспоминание того, что уже от века есть в глубинах сокровищнице нашей души. Есть 2 пути реш здачи – миф и деалект. Мифический: трактовка такова, что душа бессмертна и рождается много раз. Душа, стало быть, видела все, и вся реальность для нее недоступна как по эту сторону мира, так и по другую. Если это так, заключает П, нет ничего проще, чем видеть, как душа познает и понимает: она извлекает из самой себя истину, которой владеет как своей сутью. В этом и есть анамнез. Условием извлечения истины из души, произрастания ее, должен быть факт наличия истины в душе. Понятие анамнеза объясняет источник, или возможность познания, залог которого – изначальная интуиция правды в нашей душе. Но суш-т этапы и способы познания. П отталкивается от положения, что познание пропорционально бытию, так что существующее познаваемо найсоверш образом, ясно что небытие абс непознаваемо но, поскольку есть промежут реальность между бытием и небытием, т.е сфера чувственного, смесь бытия и небытия «постольку есть и промеж познание между наукой и невежеством, и эта промежут форма знания есть мнение. Мнение по П всегда обманчиво. Иногда оно может быть правдивым и полезным, но никогда не имеет в себе гарантии, собственной точности, оставаясь неустойчивым , как и неустойчив мир чувств в кот обретает мнение. Для сообщения ему устойчивости необходимо, утверждает П, каузальное основание, которое позволяет зафиксировать мнение с помощью познания причин (т.е. идей) и тогда мнение превращ в науку. Мнение П – простое воображение, верование. Наука П – бывает родом опосредования, чистой мудростью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.