22. Знание и умение в учении элиатов. Апорий Зенона.
Школа элиатов противопост знание умению. Это противоп чувств мира миру знаний. Основатель элеатов Парменид дал метафиз хар-ку истинно сущ-щего, недоверяя картинами мира, кот образ чувствами. Он гов о познавательной роли разума. Но учение Парменида вызвало серьезные возражения. Его ученик Зенон (490-430) выдвинул ряд доводов в защиту своего учителя. Он предлож способ док-ва положений П, те он старался док-ть метафиз положения о невозможности движения, возникновения и т.д. Аргументация, основанная на анализе противоречий, заключавшихся в понятиях движения, множество и т.д., по существу приводят к диалектике. Все это помогло углубить понятие «конечность» и «бесконечность». В знаменитых парадоксах «апориях», т.е. анализе трудностей, касающихся движения З пытается доказать, что предположение, будто движение маслимо, приводит к противоречиям (Ахилл не может догнать находящуюся впереди него и удаляющ черепаху. Пущенная стрела нах в покое каждое отд мгновение, занчит она в покое вообще и не движется). Вопрос о том, возм ли мыслить движение при условии если допускается, что пространство состоит из мноества раздельных частей и время в течении которого совершается движение состоит из множества раздельных моментов. Дихотомия (радел на два): чтобы пройти опред путь, надо пройти его половину, от половины ще половину, те. ¼ и так до бесконечности: следов для прох дан пути необ пройти бескон кол-во его отр, что терб бескон врем, т.е. движ вообще не может начаться. З не разл мысли и бытия, а именно дел в мысли и дел фактич, как не разл логику конечн и бесконеч. Опров учение З только совр учен о бескон множ. Ведь сколько бы мы не дробили путь, эти отр пред собой единое цнелое и упорядоченное, поэт Ах и догон черепаху.
24. учение Демокрита
В 5 в возн новая форма материализма – атомистический. Наиб выдающ предст к-го был Демокрит. Он гов, что мироздание – это все, что сост из недилим и неизм частиц – атомов, вечно двиг-ся в пустоте. Движ это не им всего первоначала и не передается атомам никакой внешн силой. Атомы отл друг от друга фор, порядком и полож. Это и лежит в основе всех набл различий. Следов, ни одно из них не явл беспричинным. Это учение Д перен на учение о жизни и душе. Ж и С организмов сводится к соед и разед атомов, причем основой счит атомы особой формы – круглые, малые и весьма мелкие. Душа сост из огненных атомов и есть их времен соед. Бессмертие деши Д отвергает. Организмы и сам ч-к происх их морс ила, высуш солнцем. Атомы разл кол-но, но качеств отлич вещей не сущ. Они плоды ощущений, мнений. Только в общ мнении сущ сладкое, горькое. Теплое и холодное. Красное и черное. В действ-ти – это опред колво сочет атомов. Исх началом и основание познания Д признавал ощущ. В них он видит не только образы мат вещей, поражд действием вещей на чувства, но как бы перенесен из самих вещей их копии, проник в тело ч-ка через органы внешн чувств. Эти копии тоже мат. Они отд-ся от самих вещей, несутся во все стороны в пустом пр-ве и, достиг наших орг, проник в них через поры. Если поры соотв велич и форме образов вещей, то эти образы в ощущ соотв самим вещам. Они и сост основу знаний. Но позн не сведено к ощущ. Ощущ – это необх ист познания, но недост. Необх еще и мнение. Разраб Д и логика: он рассм понятия, сост суждений, вопр обоснов индуктивных выводов, опир на исслед природы. Руков-ясь разумом и постигая блага, ч-к получ удовлетв, обретая душев спок . Это учение о спок «уловлетв духа» или о «благодушии» снискадо Д прозвище «смеющ фил-ф». Д призывал к умеренности, советовал браться за благие дела, с кот ч-к считает себя способ справ-ся.
26. Сократический метод
Диалектика как метод С связ с его открытием сущ ч-ка как «психэ», ибо был найден способ осв душу от иллюзий знания, привести ее к должному сост принятия истины. Цели метода имели этич природу (воспит души), и лишь во 2 очередь логич и гносиолог. Беседовать (быть в диалоге) с С означало, держать экзамен души, подести итог Ж, именно моральный экз. В этом самоотчете по поводу собств Ж и в указании на истин смысл Ж, придающ ей ценность и закл спец цель С метода. Заставить С молчать для многих означ полож конец этому принуждению испытывать свою душу. Однако процесс, начало кот полож С, набирал силу, став необратимым. Присечь его физ расправ было невозм. Особен структуры С метода: диалектика с совп с диалогом, к-й сост из 2 моментов: опровержения и майевтики. Опрв – приведение в замешательство, было деструктивным элем метода. Заставив собесед признать его С невежество, он понуждал его опред объект исследов. Затем различн путями делал выводы, подчерк их неполноту и противореч, затем шел процесс их критики и опровержения до того момента, пока слушатель не признав самого себя невеждой. Очевидно, что всезнаек и посредственностей это раздраж, неговоря уже о реакции агрессив. Однако на лучшгих людей действ эффект очищения от фальшивых самоочевидностей, от невежества. Втором элем далектич метода явл «Майквтика». По С, душа не может постич ичтину, если только она не беременна. Себя же он полагнал невеждой, т.е. считал себя вправе нести другим знания об опред вещах. Подобно женщине, что при родах нуждается в помощи, ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи со стороны своего рода повивальной бабки, для высвобождения истины на свет – вот это и есть «Майевтика» С.
28. Сократические школы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.