Метод сезонной декомпозиции, прогноз количества перевозок пассажиров авиационным видом транспорта, страница 4

6. Интерпретация полученных результатов.

Прогнозная модель показывает существенное изменение объема пассажирских авиаперевозок в 1990 – 1991 гг. Это явление можно объяснить распадом СССР и открытием границ. Если в советское время люди выезжали или вылетали за пределы страны только по партийным заданиям, по работе (командировки) или как зеваки, но обязательно в составе туристической группы, то теперь граждане получили возможность беспрепятственно летать по собственному желанию в другие страны и чаще всего для того, чтобы отдохнуть.

7. Рекомендации для управления. С позиций управления модель пассажирских перевозок полезна для определения наибольшего ажиотажа на авиалиниях, наибольшей нагрузки на транспортные средства, на терминалы аэропортов. С ее помощью можно определить периоды наибольших и наименьших денежных поступлений от перевозок, регулировать цены на авиабилеты.


Метод экспоненциального сглаживания

При рассмотрении этого метода использовались те же данные, что при описании метода сезонной декомпозиции. Поэтому сразу перейду к пункту 4.

4. Выполнение прогноза.  График авиаперевозок показывает наличие линейного тренда и сезонности:

Поэтому для прогноза необходимо использовать сезонную модель с трендом. Причем периодические колебания увеличиваются со временем, следовательно, сезонность мультипликативная. А значит, прогноз будет вычисляться по формулам:

Прогнозt = St*It-p

 

где      St – простое экспоненциально сглаженное значение ряда в момент t, вычисляемое по формуле:

St = *Xt + (1-)*St-1

It-p – сглаженный сезонный фактор в момент t минус p (p - длина сезона), вычисляемы по формуле:

It = It-p + *(1-)*et/St

Итак, модель выбрана – мультипликативная с сезонным трендом (модель Винтерса).

Теперь необходимо задать параметры Альфа, Дельта, Гамма. Производится автоматический поиск лучших параметров, получаются следующие данные:

Поиск сетки Параметра Модели (Минимальные abs. ошибки выделены) (Сезонная декомпозиция): Линейное направление, mult.season(12); S0=-2,89 T0=-,008 Авиаперевозки,тыс.чел.: Экспоненциальное сглаживание. Ошибки:

Alpha

Delta

Gamma

Mean

Error

Mean Abs

Error

Sums of

Squares

Mean

Squares

Mean %

Error

Mean Abs

% Error

1

0,100000

0,100000

0,100000

1,17605

11,25889

18854,72

261,8710

118,5271

269,2567

10

0,100000

0,200000

0,100000

0,66451

10,96516

21999,28

305,5456

173,1038

248,8020

20

0,100000

0,300000

0,200000

2,21311

11,42259

23780,40

330,2833

233,3147

304,4259

19

0,100000

0,300000

0,100000

0,45789

11,13171

24134,14

335,1964

225,6376

230,4402

55

0,100000

0,700000

0,100000

6,54248

12,71396

31579,16

438,5995

250,9348

205,8619

2

0,100000

0,100000

0,200000

2,52194

14,20831

34335,11

476,8766

6,7552

432,5980

49

0,100000

0,600000

0,400000

4,77515

13,58334

36718,76

509,9828

187,1528

377,6269

30

0,100000

0,400000

0,300000

-0,25684

14,73149

39877,22

553,8503

228,4410

349,1141

48

0,100000

0,600000

0,300000

5,99513

16,19316

44962,98

624,4858

151,2126

325,4980

13

0,100000

0,200000

0,400000

-2,08430

17,99083

48441,50

672,7987

88,2899

539,1596