6. Интерпретация полученных результатов.
Прогнозная модель показывает существенное изменение объема пассажирских авиаперевозок в 1990 – 1991 гг. Это явление можно объяснить распадом СССР и открытием границ. Если в советское время люди выезжали или вылетали за пределы страны только по партийным заданиям, по работе (командировки) или как зеваки, но обязательно в составе туристической группы, то теперь граждане получили возможность беспрепятственно летать по собственному желанию в другие страны и чаще всего для того, чтобы отдохнуть.
7. Рекомендации для управления. С позиций управления модель пассажирских перевозок полезна для определения наибольшего ажиотажа на авиалиниях, наибольшей нагрузки на транспортные средства, на терминалы аэропортов. С ее помощью можно определить периоды наибольших и наименьших денежных поступлений от перевозок, регулировать цены на авиабилеты.
Метод экспоненциального сглаживания
При рассмотрении этого метода использовались те же данные, что при описании метода сезонной декомпозиции. Поэтому сразу перейду к пункту 4.
4. Выполнение прогноза. График авиаперевозок показывает наличие линейного тренда и сезонности:
Поэтому для прогноза необходимо использовать сезонную модель с трендом. Причем периодические колебания увеличиваются со временем, следовательно, сезонность мультипликативная. А значит, прогноз будет вычисляться по формулам:
Прогнозt = St*It-p
где St – простое экспоненциально сглаженное значение ряда в момент t, вычисляемое по формуле:
St = *Xt + (1-)*St-1
It-p – сглаженный сезонный фактор в момент t минус p (p - длина сезона), вычисляемы по формуле:
It = It-p + *(1-)*et/St
Итак, модель выбрана – мультипликативная с сезонным трендом (модель Винтерса).
Теперь необходимо задать параметры Альфа, Дельта, Гамма. Производится автоматический поиск лучших параметров, получаются следующие данные:
Поиск сетки Параметра Модели (Минимальные abs. ошибки выделены) (Сезонная декомпозиция): Линейное направление, mult.season(12); S0=-2,89 T0=-,008 Авиаперевозки,тыс.чел.: Экспоненциальное сглаживание. Ошибки:
Alpha |
Delta |
Gamma |
Mean Error |
Mean Abs Error |
Sums of Squares |
Mean Squares |
Mean % Error |
Mean Abs % Error |
|
1 |
0,100000 |
0,100000 |
0,100000 |
1,17605 |
11,25889 |
18854,72 |
261,8710 |
118,5271 |
269,2567 |
10 |
0,100000 |
0,200000 |
0,100000 |
0,66451 |
10,96516 |
21999,28 |
305,5456 |
173,1038 |
248,8020 |
20 |
0,100000 |
0,300000 |
0,200000 |
2,21311 |
11,42259 |
23780,40 |
330,2833 |
233,3147 |
304,4259 |
19 |
0,100000 |
0,300000 |
0,100000 |
0,45789 |
11,13171 |
24134,14 |
335,1964 |
225,6376 |
230,4402 |
55 |
0,100000 |
0,700000 |
0,100000 |
6,54248 |
12,71396 |
31579,16 |
438,5995 |
250,9348 |
205,8619 |
2 |
0,100000 |
0,100000 |
0,200000 |
2,52194 |
14,20831 |
34335,11 |
476,8766 |
6,7552 |
432,5980 |
49 |
0,100000 |
0,600000 |
0,400000 |
4,77515 |
13,58334 |
36718,76 |
509,9828 |
187,1528 |
377,6269 |
30 |
0,100000 |
0,400000 |
0,300000 |
-0,25684 |
14,73149 |
39877,22 |
553,8503 |
228,4410 |
349,1141 |
48 |
0,100000 |
0,600000 |
0,300000 |
5,99513 |
16,19316 |
44962,98 |
624,4858 |
151,2126 |
325,4980 |
13 |
0,100000 |
0,200000 |
0,400000 |
-2,08430 |
17,99083 |
48441,50 |
672,7987 |
88,2899 |
539,1596 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.