Для мультипликативной модели прогноз рассчитывается по формуле:
Y = T * S * I
Рассмотрим сезонную составляющую переменной.
На графике хорошо виден характер сезонности.
Наблюдается спад объемов авиаперевозок в осенние и увеличение в весенние месяцы года. Большое количество перелетов происходит в период отпусков (летнее время) и в новогодние праздники.
Можно визуально оценить, насколько сезонные факторы отражают сезонные колебания исходного временного ряда. На следующем графике видно, что сезонные факторы «вписываются» в поведение данных исходного ряда.
Далее обработав тренд-циклическую компоненту, с помощью полиноминальной подгонки вывел уравнение, наилучшим образом описывающее ее поведение.
Теперь, когда есть тренд-циклическая составляющая (приблизительное направление прогноза), сезонная компонента и иррегулярная составляющая (остатки), можно построить прогнозную модель на следующие годы.
Далее следует проанализировать остатки:
В нерегулярной компоненте остались только случайные колебания.
Имеются незначительные отклонения от нормальности. Но в целом они подчиняющиеся закону нормального распределения.
5. Тестирование полученного прогноза (верификация).
Проведя исследование остатков, можно сделать вывод о том, что прогнозной модели в целом можно доверять, процент отклонения полученных результатов от возможных ±8%.
Ошибки |
Minimum |
Maximum |
Среднее отклонение |
|
e |
-0,186013 |
-26,8804 |
24,59582 |
10,91844 |
e% |
-0,001575 |
-0,0713 |
0,10422 |
0,04024 |
модуль e |
8,827912 |
0,5109 |
26,88040 |
6,34175 |
модуль e% |
8,827912 |
0,5109 |
26,88040 |
6,34175 |
Среднее абсолютное отклонение MAD |
Средняя квадратическая ошибка MSE |
Средняя абсолютная процентная ошибка MAPE |
Средняя процентная ошибка MPE |
8,827912 |
117,59 |
8,827912 |
-0,001575 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.