Введение
Железобетон – это материал, состоящий из бетона и стальной арматуры, которые совместно работают на восприятие нагрузок.
Железобетон хорошо работает в большинстве видов строительных конструкций, так как сталь и бетон обладают достаточным сцеплением между собой и почти одинаковыми коэффициентами температурного расширения. Также, сталь, находясь под защитой слоя бетона, не подвергается коррозии.
В конструкциях из обычного железобетона в растянутой зоне напряжения обычно значительно превышают расчетные сопротивления для бетона, вследствие чего там образуются трещины. Их раскрытие ограничивается нормами, так как при превышении пределов раскрытия может возникнуть коррозия арматуры. В этом причина невозможности использования арматуры с высоким (более 300 МПа) расчетным сопротивлением. Создание предварительного напряжения направлено на устранение этой проблемы.
Ввиду использования высокопрочных сталей, расход металла по сравнению с конструкциями из обычного железобетона можно снизить в 1,5 – 2 раза. За счет использования бетонов высоких классов экономия бетона может составить 10-15%. Однако изготовление мостов из предварительно напряженного железобетона более сложный процесс, требующий специальных устройств и повышенной квалификации персонала.
1. Составление вариантов
При составлении вариантов главной задачей является выполнение основных требований:
- стоимость сооружения моста, затраты труда и расход материалов должны быть минимальными;
- должен быть обеспечен габарит приближения строений пересекаемой дороги;
1.1. Первый вариант
Первый вариант был разработан с целью получения наименьшей строительной стоимости путепровода, а также высокой степени индустриализации, механизации и сборности работ. Поэтому предпочтение в этом случае отдавалось типовым конструкциям пролетных строений и опор.
При разработке как первого, так и второго вариантов путепровода, его длина, величина пролетов и расположение опор были определены из условия обеспечения габарита приближения строений пересекаемой железнодорожной линии. С учетом возможного повышения уровня головок рельсов при проведении работ по усилению верхнего строения пути, высота габарита С была увеличена до 6900 мм.
Таким образом, отметка низа конструкции:
НК = УГР + 6,9 + 0,4 (1.1)
НК = 107,2 + 6,9 = 114,5
Средний пролет перекрыт пролетным строением длиной 21 м с двутавровыми балками. При такой величине пролета система водоотвода железной дороги сохраняется, а также не завышается отметка бровки земляного полотна насыпей подходов. Для второй категории дороги, имеющей ширину проезжей части 7,5 м (уклон 0,02) и ширину обочин 3,75 м (уклон 0,03) отметка БЗП определится из соотношения:
БЗП = ЕП – 7,5/2*0,02 – 3,75*0,03 = ЕП – 0,2 м (1.2)
ЕП – отметка ездового полотна - зависит в данном случае от отметки низа конструкции, размеров пролетного строения и толщины дорожного покрытия:
ЕП = НК + h + 0,2 м (1.3)
где h–высота балки пролетного строения (для ПС 21 м, h=1,2 м). Таким образом:
ЕП = 114,5 + 1,2 + 0,2 = 115,9 м.
БЗП = 115,9 – 0,2 = 115,7 м.
Два остальных пролета перекрыты ПС длиной 12 м. Такой длины пролетного строения достаточно для обеспечения сопряжения путепровода с насыпями подходов. Параметры пролетных строений приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Параметры ПС
l, м |
Кол-во балок, шт |
Объем главных балок, м3 |
Объем мостового полотна, м3 |
Объем асфальтобетон-ного покрытия, м3 |
Площадь гидроизоляции, м2 |
12 |
6 |
44,3 |
21,8 |
6,4 |
162 |
21 |
6 |
86,0 |
38,1 |
11,1 |
284 |
Компоновка пролетных строений произведена с учетом рекомендаций приложения 8 [1].
Промежуточные опоры – свайные двухрядные. Такая конструкция опор выбрана потому, что их высота превышает 8 м. Отметка верха опоры обусловлена размерами пролетного строения и опорных частей:
ВО = НК – hоч (1.4)
где hоч – высота опорной части. Для ПС 21 м предусмотрены подвижные валковые опорные части высотой 420 мм, а для ПС 12 м – металлические тангенциальные опорные части высотой 86 мм. Отсюда:
ВО21 = 114,5 – 0,42 = 114,08 м
Разница в высоте опорных частей (Dhоч) и главных балок (Dh) соседних ПС требует сооружения опорных тумб высотой:
H = Dh + Dhоч (1.5)
H = (1,2 – 0,9) + (0,420-0,086) = 0,6 м
Для сопряжения моста с насыпями подходов выбраны козловые устои на естественном основании. Из размеры определены в соответствии с требованиями пп.1.70 СНиП 2.05.03-84. Задние стенки устоев заведены за бровку конуса насыпи на 1 м, откосы конуса насыпи проходят ниже верха подферменной площадки на 0,4 м. Учитывая то, что высота шкафной стенки равна сумме высоты опираемой балки (0,9 м) и высоты опорных частей (0,086), т.е. 0,986 м, а также величину уклона конуса насыпи 1:1,25, длина устоя получается по формуле:
Lу = 1 + (0,986+0,4)*1,25 = 2,70 м.
Исходя из данных приложения 9 [1], количество свай принято равным 14.
Основание – гравелистый песок – является достаточно надежным, поэтому глубина забивки свай промежуточных опор принята минимальной, т.е. равной 4 м. При такой глубине забивки (по данным прил. 9 [1]) обеспечивается несущая способность одной сваи 1250 кН, что больше расчетного усилия в свае, равного 502 кН.
Глубина заложения фундамента устоев выбрана на 0,5 м ниже поверхности грунта. Таким образом, отметка обреза фундамента
ОФ = ПЗ – 0,5 = 111,3 – 0,5 = 110,8 м.
Высота фундамента выбрана из условия размещения свай-стоек:
Hф = 0,5П + t м. (1.6)
П - периметр сваи, м; t – минимальная толщина плиты под головой сваи, принимаемая равной 0,5 м.
Hф = 0,5*1,4 + 0,5 = 1,2 м.
Работы по сооружению фундаментов устоев ведутся в котлованах без устройства шпунтового ограждения – с естественным откосом стенок 1:1,5.
На основании вышеизложенного была составлена ведомость работ по сооружению первого варианта, приведенная в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Стоимость работ по I варианту
Наименование работ |
Ед. изм. |
Стоимость ед. изм., р |
Кол-во |
Общая стоимость, р |
I. Опоры |
||||
1. Устройство котлованов |
м3 |
2,0 |
398,0 |
796 |
2. Изготовление и забивка железобетонных свай |
м3 |
345,0 |
50,0 |
17 250 |
3. Устройство монолитных бетонных ростверков |
м3 |
80,0 |
17,2 |
1 376 |
4. Устройство монолитных фундаментов |
м3 |
62,0 |
143,4 |
8 892 |
5. Сооружение опор из сборного железобетона |
м3 |
275,0 |
31,6 |
8 690 |
II. Пролетные строения |
||||
6. ПС из преднапреженного железобетона разрезные балочные |
м3 |
580,0 |
174,6 |
101 268 |
7. Устройство проезжей части с водоотводом |
м2 |
62,0 |
608,0 |
37 696 |
Итого: |
175968 р. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.