Требования к банкам данных:
1. Адекватность отображения предметной области;
2. Возможность взаимодействия пользователей;
3. Малое время на освоение системы;
4. Обеспечение секретности для некоторой части данных;
5. Обеспечение взаимной независимости программ и данных;
6. Обеспечение надежности функционирования банков данных.
Ядром банка данных является база данных.
База данных – это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Базы данных подразделяют:
- по форме представления информации (видеосистемы, аудиосистемы, мультимедиа);
- неструктурированые, частично структурированнае, структурированные;
- по типу хранимой информации (документальные, фактографиеские, лексикографические);
- по характеру организации данных и обращения к ним (локальные, общие, распределенные);
- по охвату предметной области [15].
Предлагаю следующую структуру банка данных «Прочностной мониторинг»:
- база данных «Защитные покрытия»;
- база данных «Материалы и сплавы»;
- база данных «Эксплуатационные дефекты»;
- база данных «Коррозионный износ»;
- база данных «Конечно-элементные модели конструкций»
Все перечисленные базы данных связываются между собой в процессе расчетов.
Рисунок 3.3 – Связь между базами данных в банке данных «Прочностной мониторинг»
База данных «Защитные покрытия» содержит следующие поля:
- код покрытия;
- схема защитного покрытия;
- количество слоев;
- используемые материалы (марка и т.д.);
- изготовитель материалов (сведения);
- рекомендуемая толщина защитного покрытия;
- способ подготовки под окрашивание;
- дополнительные технологические операции (особенности технологии применения данного покрытия);
- прогнозируемый срок службы;
- адгезия покрытия к металлу в баллах;
- рекомендации по типу подвижного состава (комментарии разработчиков);
- рекомендации по защищаемым элементам конструкции (рекомендации разработчиков и испытателей);
- математическая модель описывающая снижения защитных свойств;
- условия наступления предельного состояния (размер площади поверхности разрушения);
- количественные и качественные характеристики (скользящие добавки, вязкость, наличие механических примесей, стойкость к прямому и обратному удару).
В базе данных «Материалы и сплавы» должна собираться информация о конструкционных материалах (как уже используемых, так и перспективных).
- код материала;
- название;
- химический состав;
- диаграмма деформирования (модель);
- рекомендации по использованию.
Банк данных «Эксплуатационные дефекты» содержит описание дефектов, их математические модели развития и характерные зоны возникновения.
- код дефекта;
- название;
- тип дефекта;
- модель развития дефекта;
- причины возникновения дефекта;
- зона возникновения дефекта.
Банк данных «Конечно-элементные модели конструкций содержит исчерпывающее описание расчетной модели (включая модель моделируемого вагона), а также информацию о разработчиках и историю ее (модели) применения.
- код модели;
- наименование модели;
- тип описываемого вагона (модель);
- тип конечно-элементной модели;
- используемые в КЭ модели элементы;
- программный комплекс;
- количество конечных элементов
- количество степеней свободы;
- когда и где использовалась;
- КЭ модель (непосредственно сам файл);
- тип закрепления;
- нагружение;
- коды материалов, используемых при расчете;
- коды покрытий, используемых при расчете;
- коды дефектов, используемых при расчете;
- ссылки на файлы результатов расчетов в которых использовалась конечно-элементная модель.
Банк данных «Конечно-элементные модели конструкций» включает в себя ссылки на коды защитных покрытий, конструкционных материалов, повреждений и др., внесенных в остальные банки базы данных «Прочностной мониторинг». Таким образом, все базы данных связаны между собой и сфокусированы на процессе расчета конечно-элементной модели и обеспечение ее адекватности.
3.5 Структурная схема прочностного мониторинга
Одним из наиболее мощных методов исследования реально существующих и проектируемых объектов самой различной природы и степени сложности является метод имитационного моделирования. В общем случае, под моделированием понимается исследование, включающее постановку задачи, построение моделей, нахождение решения, внедрение результатов и контроль их правильности. Целью моделирования системы является максимально точное описание характеристик отклика ее на входные воздействия (условия эксплуатации, род перевозимого груза и др.).
Для столь сложной системы как вагон, реально возможным является поблочное описание систем с объединением через численные данные. Этот принцип построения модели дает возможность верифицировать каждый блок до его включения в общую модель.
Задачи организации прочностного мониторинга затрагивают не только построение информационной системы, математической модели, но и разработку или адаптацию существующих проблемно-ориентированных программных комплексов, средств измерения и баз данных. Реализация прочностного мониторинга приведена на рисунке 3.4.
Сам процесс состоит из трех стадий: сбор информации непосредственно с объекта контроля, сопоставление полученной информации с банком данных по прочностному мониторингу и дополнение его новыми сведениями, анализ полученной информации с вынесением соответствующих выводов.
Рисунок 3.4 – Структурная схема прочностного мониторинга.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.