Прочностной мониторинг вагонных конструкций (Раздел дипломного проекта), страница 6

На более современном оборудовании базируется система определения местонахождения поездов в пути с помощью спутниковой связи (GSР), которая позволяет точно контролировать соблюдение графика движения поездов и своевременности их прибытия на промежуточные станции.

Применение систем непрерывной диагностики и мониторинга дает широкий круг дополнительных возможностей. Повышение у систем технического уровня достигается путем интегрирования систем разных поколений. Система слежения за динами кой взаимодействия подвижного состава и пути Маc Minder будучи встроена в общую систему мониторинга, получает возможность передавать по линии связи информацию о нарушениях плавности хода в инстанции Railtrack.

Дистанционные диагностика и мониторинг изменяют стратегию технического обслуживания и ремонта подвижного состава. В настоящее время операция перезагрузки информации о параметрах соответственного оборудования из компьютером бортовых систем в компьютеры пунктов технического осмотра все более приобретает характер рутинной [11].

3.3 Управление ресурсом вагонов в эксплуатации

Наблюдаемый в последнее время рост объемов перевозок и увеличение погрузки требуют обновления вагонного парка. Техническое состояние вагонов в настоящее время крайне неудовлетворительно, а многие из них в нарушение действующих правил работают за пределами нормативного срока службы. Существующие грузовые вагоны устарели не только физически, но и морально. Они имеют низкую надежность, требуют повышенных расходов на обслуживание, зачастую не отвечают запросам клиентов по потребительским качествам, грузоподъемности, скорости, трудоемкости погрузки - выгрузки. Вагонное хозяйство подходит к черте, за которой следует ожидать резкого повышения расходов на эксплуатацию устаревшего подвижного состава и увеличения вероятности возникновения аварийных ситуаций.

Решением указанных проблем может стать управление ресурсом грузовых вагонов в эксплуатации на основе расчетно-экспертно-статистичес-кого (РЭС) метода. Этот метод позволяет проводить рациональную модернизацию и модификацию основных востребованных видов вагонов с продлением срока их полезного использования. При этом вагоны, у которых заканчивается нормативный срок службы, должны рассматриваться дифференцированно, с учетом ресурсных возможностей каждого из них.

Применительно к эксплуатационным условиям грузового вагона понятие ресурса можно интерпретировать по-разному. Основным понятием здесь является индивидуальный остаточный ресурс вагона, т.е. продолжительность его эксплуатации от данного момента времени до достижения некоторого предельного состояния. С этим понятием тесно связано и другое - ресурсный отказ, т.е. состояние вагона, при котором его дальнейшая эксплуатация нецелесообразна. Однако характеристики этих состояний могут иметь различную природу и разные количественные параметры. Существуют следующие ресурсные ограничения: назначенный, технический, экономический, маркет-ресурс, экологический, морально-эстетический [12].

Главное внимание сосредотачивают на вариантах увеличения назначенного, технического, экономического и маркет-ресурса вагонов.

На рисунке 3.2 приведена блок-схема РЭС-метода управления индивидуальным ресурсом вагона в эксплуатации.

                                      РЭС – метод управления индиви

                                         дуальным ресурсом вагона

 


    Система                                  Управляющая                   Прогнозирующая

мониторинга                                    система                               система

Исходные данные о вагоне (технический и информционный паспорт вагона)

Ретроспективная информация об эксплуатации

Расчетно - экспертно - статистически анализ и выбор рациональных вариантов по управлению индивидуальным ресурсом вагона

Реализация решений по управлению индивидуальным ресурсом вагона

Оценка обновленных характеристик вагона

Прогнозирование запаса индивидуального ресурса вагона (проспекция)

Предельные состояния

Диагностическая информация о техническом состоянии вагона

Модель проспекции

Рисунок 3.2 – Блок – схема РЭС – метода управления индивидуальным ресурсом вагонов в эксплуатации.

РЭС-метод состоит из трех взаимосвязанных систем: мониторинга, управляющей и прогнозирующей. Система мониторинга, в свою очередь, состоит из двух подсистем: ретроспекции и диагноза. В подсистеме ретроспекции индивидуального ресурса вагона решаются следующие задачи: сбор, хранение и обработка информации о жизненном цикле вагона, оптимизация методов измерения и представления ретроспективной информации, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик вагона для прогнозирования его ресурса.

Подсистема ретроспекции основана на автоматизированной системе управления вагонным парком транспортной компании (АСУ ВП). АСУ создана на базе успешно зарекомендовавшей себя системы ДИСПАРК, работающей на уровне общей сети железных дорог, и имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, она локальна, т.е. ориентирована на транспортные потребности отдельной компании, отвечает ее задачам и интересам. Во-вторых, АСУ ВП включает ведение так называемого электронного информационного паспорта вагона, который введен как дополнение к техническому паспорту и предназначается для выполнения расчетов по прогнозированию остаточного ресурса базовых частей вагона. В нем концентрируется и анализируется ретроспективная информация о конкретном вагоне: исходные данные о вагоне после его постройки, включая результаты проектных расчетов статической и динамической нагруженности, динамических, ходовых и эксплуатационных испытании, данные о технологии изготовления и использованных материалах, ретроспективная динамика изменения эксплуатационных характеристик, включая темп нарастания усталостно-коррозионных процессов, изменения механических характеристик металла, контроль ползучести и др.