ОМЕТОДИКЕОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙНАГРУЗКИ
В отечественной налоговой системе 1991г. нашли широкое отражение последние достижения в области построения и развития налоговых систем экономически развитых государств мира. Однако, несмотря на это она оказалась недостаточно эффективной.
Практика показала, механический перенос основных подходов формирования налоговых систем экономически развитыми иностранными государствами на налоговые системы государства с переходной экономикой с резко отличающимися условиями налогообложения, недопустим. Наличие вышеуказанного противоречия требует принципиально нового подхода к формированию налоговой системы государства с переходной экономикой, который, прежде всего, учитывал бы специфику условий налогообложения именно переходного периода.
Анализ условий работы налоговой системы в государстве с переходной экономикой (прежде всего в начальной фазе переходного периода) показывает, что они крайне нестабильны — непрерывно изменяются, причем эти изменения высоко динамичны.
Так, на начальном этапе переходного периода условия налогообложения коренным образом отличаются от условий налогообложения на последующих этапах переходного периода, так как государственные органы находятся в стадии формирования, а в уже сформированных, администрация практически не имеет необходимого опыта работы; предприятия, созданные в условиях социалистического общества, либо малоэффективны, либо вообще неработоспособны в условиях рыночной экономики; производственная кооперация нарушена.
Очевидно, что по мере становления рыночных отношений структура государственных органов будет совершенствоваться, повысится качество государственного администрирования, произойдет структурная и качественная перестройка экономики, условия налогообложения стабилизируются, а характер функционирования налоговой системы станет более похожим на характер функционирования налоговых систем экономически развитых государств.
Таким образом, вышеизложенные особенности изменения условий налогообложения государств с переходной экономикой обусловливают необходимость создания налоговой системы с адекватно меняющимися характеристиками и тем самым обеспечивающей требуемую эффективность на всех этапах переходного периода.
Для дальнейшего рассмотрения данного вопроса с приемлемыми допущениями можно выделить три качественных состояния условий налогообложения в государстве с переходной экономикой:
· начальные условия —
наиболее сложные с точки зрения организации налогообложения. Соответствуют
начальному этапу переходного периода от момента перехода к построению рыночной
экономики до появления положительной динамики роста ВВП в ее развитии;
· промежуточные условия реализуются на промежуточном этапе переходного периода. Для этого этапа характерен, прежде всего, рост качества государственного администрирования и улучшение условий налогообложения в целом на фоне устойчивой положительной динамики роста ВВП;
· конечные условия — это условия налогообложения, которые сформируются на завершающем этапе переходного периода к рыночной экономике, когда качество правительственного администрирования достигнет наивысшего значения и будет отвечать соответствующему показателю экономически развитых государств.
Принятое поэтапное изменение условий налогообложения, позволяет перейти к рассмотрению очень важного элемента методического подхода — формированию исходных данных для решения задачи определения значений налоговой нагрузки на различных этапах переходного периода.
Считается, что налоговая нагрузка (здесь и далее по тексту налоговая нагрузка на макроуровне) является обобщенным показателем, характеризующим роль налогов в жизни общества, а ее численное значение определяется как отношение обшей суммы налогов и сборов к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Следует отметить, что роль налогов в жизни общества даже в государствах, находящихся в достаточно схожих географических и климатических условиях, имеющих практически адекватный уровень экономического развития, значительно отличается, следствием чего является существенное различие в уровнях налоговых нагрузок государств (табл. I).
Значение налоговой нагрузки в европейских государствах с развитой рыночной экономикой |
|
Страна |
Налоговая нагрузка, % от ВВП |
Германия |
42,9 |
Бельгия |
46,4 |
Дания |
52,8 |
Франция |
46,3 |
Италия |
42,9 |
Нидерланды |
44,8 |
Австрия |
45,5 |
Швеция |
54,2 |
Великобритания |
33,9 |
Испания |
35,5 |
Как видно из таблицы 1, наиболее высокий уровень налоговой нагрузки, как правило, характерен для государств с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Иначе говоря, важным фактором, определяющим приемлемость той или иной налоговой нагрузки, является степень возврата государственных Средств. То есть, для государств с развитой экономикой у которых качество государственного администрирования имеет практически одинаковые высокие оценки, величина налоговой нагрузки определяется фактически одним важнейшим фактором — уровнем социальной ориентации политики государства.
Действительно, развитие государства привело к тому, что в XIX в. оно перестало играть роль "ночного сторожа". Государство стало производить разнообразные материальные и нематериальные ценности. Экономисты признали производительный характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно экономическую функцию государства. Услуги, которые производит государство и предоставляет своим гражданам, по природе своей являются благами общественными и неделимыми. В этих условиях — налог это та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей. При этом, неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения. В результате от реализации базовых функций (содержания армии для защиты от внешних врагов, охраны личной безопасности, имущества граждан и т.п.) государство переходит к расширению своих функций — социальному обеспечению.
В этой связи представляется возможным говорить о существовании достаточно выраженной зависимости величины налоговой нагрузки от объема решаемых государством социальных задач. Именно социально ориентированным государствам (Дания, Швеция) отвечает наиболее высокий уровень налоговой нагрузки (табл. 1). То есть, величина налоговой нагрузки является функцией объема решаемых государством социальных задач:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.