В настоящее время экспертные оценки качества государственного администрирования публикуются в специализированных источниках международных организаций, например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк, Central European Economic Review и могут быть использованы для решения рассматриваемой задачи.
Кроме того, могут иметь место эмпирические формулы определения качества администрирования. Так, например, в конце декабря 1996г. Д. Родрик, профессор Гарвардского университета, представил на конференцию Международной экономической ассоциации доклад "Характеристики общества и экономические достижения в Восточной и Юго-Восточной Азии", в котором на основе выведенной им математической формулы было доказано, что важнейшим условием экономического роста в стране является профессиональный уровень Правительства.
Путем простых математических преобразований указанную зависимость можно преобразовать в обратную: определение численного значения профессионального уровня Правительства по рассмотренным Д. Родриком факторам, характеризующим экономический рост. Полученная формула будет иметь следующий вид.
КП=
где: ЭР — экономический рост в процентах в год;
Д - доход в долларах на душу населения;
Об - среднее число лет обучения;
КП - профессиональный уровень Правительства.
Однако, как бы не различались возможные подходы определения профессионального уровня Правительства, все они в той или иной мере основаны на том, что именно коррупция приводит к широкомасштабному хищению бюджетных средств, а плохая работа аппарата приводит к принятию различных, как правило, неэффективных программ и, в конечном итоге, нерациональному использованию бюджетных средств. Все вместе взятые перечисленные факторы приводят к обвальному снижению доходов на душу населения и, соответственно, полному обнищанию народных масс.
Кроме того, в государстве с низким уровнем качества государственного администрирования в процессе налогообложения происходит нарушение баланса экономического взаимодействия государства (предоставление услуг) и налогоплательщиков (плата за предоставляемые государством услуги), которое может быть описано функциональной схемой (рис. 2).
Нарушение государством указанного сбалансированного обмена, как правило, в сторону увеличения налоговой нагрузки, приводит к тому, что налоговая нагрузка перестает соответствовать качеству и объему предоставляемых государством услуг. В этих условиях налогоплательщики, в свою очередь, стараются сохранить равновесие путем снижения выплат налогов и сборов. И если это не удается выполнить цивилизованным путем, начинается уход в теневую экономику. В этой связи значение показателя доли теневой экономики косвенно характеризует степень несоответствия качества и объема услуг, предоставляемых государством, величине собираемых налогов и сборов, то есть налоговой нагрузке.
В период до 1998г. объем теневой экономики поданным ряда источников колебался от40% до 55% в то время, как в государствах с высокоразвитой рыночной экономикой он не превышает 8%-11%.
Для добросовестных налогоплательщиков несбалансированный рост налоговой нагрузки приводит к "налоговому подавлению", их производств, а соответственно и реального сектора экономики государства в целом.
Таким образом, чтобы снизить негативные последствия низкого качества государственного администрирования на развитие экономики, представляется целесообразным снижать адекватно налоговую нагрузку в государстве. То есть, величина налоговой нагрузки в государстве является также функцией качества администрирования.
С учетом вышеизложенного представляется возможным перейти к рассмотрению следующего элемента методики — построению графика зависимости налоговой нагрузки от двух основных факторов: качества государственного администрирования и уровня социальной ориентации экономики государства.
С этой целью целесообразно на вертикальной оси указать значения уровня налоговой нагрузки в государстве, выраженные в процентах. На горизонтальных осях указать, соответственно, значения качества государственного администрирования (безразмерная величина) в зависимости от выбранного источника, например, в баллах или уровнях (низкий, средний, высокий) и значения уровня социальной ориентации, выраженные в объеме средств расходуемых государством на социальные нужды на душу населения.
При построении графика рассматриваемой функции в отношении исходных данных начального участка переходного периода представляется целесообразным исходить из следующего. Несмотря на сложные экономические условия начального этапа переходного периода, государство обязано брать на себя решение жизненно необходимого объема социальных задач: прежде всего, пенсионное, медицинское обеспечение, а также выделение средств на образование. Необходимость решения государством перечисленных социальных задач является одной из важнейших специфических особенностей перехода от государства с социалистической экономикой к государству с рыночной экономикой. Очевидно, что величина показателя социальной ориентации политики государства на начальном этапе переходного периода может быть минимальной исходя из реальных экономических возможностей государства, но не ниже минимального жизненного уровня необходимого для существования населения и подготовки специалистов для обеспечения функционирования экономики. Применительно к рассматриваемому примеру — qO.
В отношении определения начального уровня налоговой нагрузки (W0) могут быть реализованы следующие подходы.
Предпочтительный, когда W0 = 0. Правомерность
данной посылки может быть обоснована крайне тяжелым состоянием экономики
государства на начальном этапе переходного периода: предприятия переориентируются
на новую продукцию, кооперация практически полностью нарушена, отсутствует
опыт работы в новых экономических условиях, законодательная база несовершенна
или даже отсутствует вообще, высокие темпы инфляции/крайне низкое, фактически
нулевое, качество государственного администрирования и многие другие негативные
факторы. В указанных условиях реальная налоговая нагрузка не может решить
проблему дефицита бюджетных средств, а способна лишь окончательно подорвать
финансовые стимулы предприятий. Необходимо также отметить, что предлагаемый
подход находится в полном соответствии с положениями экономической теории
сформулированными А. Лаффсром согласно которым только снижение налоговой
нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и
предприимчивость. Правда, при таком подходе снижается регулирующая роль
государства и фактически происходит стихийное развитие капитализма с рядом
негативных последствий. Однако на этапе становления разрушенной экономики такой
подход может быть единственно приемлемым.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.