С учетом изложенного, представляется целесообразным налоговую и в целом экономическую политику государства строить исходя из невмешательства государства в вопросы экономического развития предприятий, то есть предоставления налоговых каникул - полного освобождения налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период. Предоставлением налоговых каникул товаропроизводителям будет обеспечена возможность направлять максимум получаемых доходов на развитие производства. При этом, для обеспечения функционирования и развития государственных органов и решения необходимого объема социальных задач в качестве источника финансирования целесообразно иметь неприватизированные предприятия наиболее доходных отраслей промышленности до момента достижения определенной эффективности частного сектора.
Такой подход был бы наиболее предпочтителен для России, обладающей значительными запасами энергоресурсов и полезных ископаемых, пользующихся спросом за границей.
Менее предпочтительный подход, при котором W0 не равно нулю, вынуждены реализовывать государства, у которых крайне ограничены или полностью отсутствуют возможности формирования доходной части бюджета за счет неналоговых средств, а также социалистические государства, у которых был достаточно развитый частный сектор экономики, например, Польша. Поэтому уже в начальной стадии переходного периода они вынуждены (могут) решать вопросы налогообложения, создавая минимально необходимый уровень налоговой нагрузки. Однако, в данном случае применительно к России следует ожидать более низких темпов развития экономики.
С учетом изложенного, для условий налогообложения на начальном этапе переходного периода могут быть приняты следующие исходные данные:
- показатель качества государственного администрирования равен нулю;
- государство реализует минимально допустимый объем социальных задач —q;
-W =0;
- динамика роста ВВП положительная.
Как было показано выше, величина налоговой нагрузки в государстве с переходной экономикой определяется двумя основными факторами: качеством государственного администрирования и величиной социальной ориентации политики государства. Следовательно графиком данной функции будет поверхность. Не останавливаясь на определении реальных зависимостей налоговой нагрузки от рассматриваемых факторов, для простоты рассуждений будем считать, что изменение уровня налоговой нагрузки пропорционально изменению величин вышерассмотренных показателей q и g.
С учетом принятых исходных данных и ограничений график функции будет иметь следующий вид (рис. 3).
Наличие такого графика позволит по рассмотренным показателям для любого этапа переходного периода определить рациональную величину налоговой нагрузки.
В качестве примера последовательно выполним действия по определению рациональной налоговой нагрузки для текущего этапа переходного периода.
Основной фактор — качество государственного администрирования. До сентября 1998г. сохранялась отрицательная динамика роста ВВП. А это с учетом принятых ограничений означает, что качество государственного администрирования равнялось нулю. С конца 1998г. до настоящего времени произошел резкий рост понимания экономической ситуации Президентом. Однако качество государственного администрирования по различным оценкам не превысило среднего уровня. А в условиях отладки новой административной структуры отмечается даже некоторый слад.
Согласно построенного графика для качества государственного администрирования ниже среднего уровня (с учетом реального уровня социальной ориентации политики государства) могут быть приемлемы налоговые нагрузки не более 14%. В действительности налоговая нагрузка существенно выше допустимого предела, В июне 2004г. заместитель министра финансов С. Шаталов отметил, что за последние три года налоговая нагрузка в России снизилась с 34,7% ВВП до 31,5% в текущем году. То есть, даже в наше время налоговая нагрузка существенно выше благоприятного для развития экономики уровня.
В целом концептуальный анализ построенного графика позволяет сделать следующие выводы.
1. Созданная в 1991г. и сохранившая до настоящего времени свои основные черты налоговая система продолжает оставаться неэффективной, так как реализуемый этой налоговой системой уровень налоговой нагрузки, недопустимо превышал и продолжает превышать уровень налоговой нагрузки соответствующий начальному и промежуточному этапам переходного периода. Негативными последствиями такого превышения налоговой нагрузки следует считать проявление, так называемого, эффекта "налогового подавления" реального сектора экономики и, как следствие, снижение темпов развития государства в целом,
2. В современных условиях задача обеспечения необходимой эффективности функционирования налоговой системы России может решаться в рамках следующих основных направлений налоговой политики:
- снижения налоговой нагрузки;
- улучшения условий налогообложения в России прежде всего за счет коренного повышения качества государственного администрирования;
- комплексно - одновременным снижением налоговой нагрузки и улучшением условий налогообложения.
3. Сравнительный анализ возможной эффективности вышеуказанных подходов с учетом развертываемой в стране работы по радикальному совершенствованию структуры органов исполнительной власти позволяет рекомендовать для дальнейшей реализации направление работ, основным содержанием которого является совершенствование реальных условий налогообложения, главным образом, за счет повышения качества государственного администрирования до уровня отвечающего реализуемой в стране на современном этапе налоговой нагрузки.
4. В условиях низких темпов повышения качества государственного администрирования может быть продолжено дальнейшее снижение налоговой нагрузки до уровня, отвечающего реальному уровню качества государственного администрирования. Однако, такой подход может привести к временному снижению располагаемых государством средств для решения социальных задач. Для компенсации указанных негативных явлений представляется целесообразным одновременно со снижением налоговой нагрузки обеспечить дополнительное поступление средств в доходную часть бюджета из неналоговых источников, которые могут быть созданы за счет приватизации ряда наиболее доходных отраслей промышленности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.