О методике определения налоговой нагрузки, страница 2

W = f (Q)                                                                                (1)

где: W - уровень налоговой нагрузки в государстве;

        Q - объем социальных задач решаемых государ­ством.

Представляется целесообразным объем социальных задач, решаемых в государстве, выражать средним значением количества средств, выделяемых государством для решения социальных задач, приходящихся на одного жителя данного государства, например, в долларах США. В этом случае численное значение Q может быть определено по формуле:

q                                                                                    (2)                              

где: q - количество средств, выделяемых государ­ством для решения социальных задач, приходящихся на одного жителя данного государства в долл. США;

Si - количество средств, выделяемых государством  для решения i социальной задачи;

к — общее количество социальных задач, решаемых в государстве;

N - численность населения в государстве.

Для расчета требуемых показателей были использованы статистические данные из ежегодных изданий Yearbook of Labour statistics. Полученные значения вышеуказанных показателей представлены в таблице 1.

Для простоты изложения в качестве социально ориентированных расходов государств в качестве примера был взят один из наиболее важных показателей — государственные расходы на образование на душу населения.

Проведенные расчеты по формуле 2 при к =1 позво­лили построить график функции W=f(g), представлен­ный на рисунке 1.

Исходные данные для определения  налоговой нагрузки от затрат, выделяемых государствами на решение социальных задач

Страна

ВВП, млн. долл.

Население, млн. чел.

Гос. расходы на образование, % от ВВП.

Расходы на образование на душу населения, долл. США

Германия

2415764

81,87

4,7

1387

Бельгия

269081

10,5

5,7

1461

Дания

172220

5,22

8,3

2738

Франция

1536089

58,06

5,9

1561

Италия

1086932

57,2

4,9

931

Нидерланды

395990

15,46

5,3

1357

Австрия

233427

8,05

5,5

1595

Швеция

228679

8,83

8

2072

Великобритания

1105822

58,53

5,5

1039

Испания

558617

39,2

5

713

В отношении построенного графика исследуемой зависимости (рис. 1.) необходимо подчеркнуть, что хотя конкретные численные значения рассмотренных по­казателей, а также показателей, которые будут рассмат­риваться ниже, из года в год меняются, характер полу­ченной зависимости w=f(Q) остается достаточно устойчивым. В этой связи полученную зависимость вели­чины налоговой нагрузки от степени социальной ори­ентации политики государств, применительно к рас­смотренным условиям налогообложения европейских государств, будем считать базовой.

В результате представляется возможным определить основные показатели условий налогообложения конца переходного периода государства к рыночной экономике:

-  высокое качество государственного администри­рования, которое одинаково характерно для всех эко­номически развитых иностранных государств;

- темпы роста ВВП имеют положительную динами­ку и, как правило, соответствуют среднему значению уровней данного показателя для наиболее развитых го­сударств с рыночной экономикой;

- величина налоговой нагрузки определяется из гра­фика (рис. I). применительно для реализуемого в госу­дарстве уровня социальной ориентации.

Одновременно необходимо отметить, что в мире существуют государства с развитой рыночной эконо­микой, значение налоговой нагрузки которых не опи­сывается полученной зависимостью. Однако, это не означает, что рассмотренный подход определения ус­ловий налогообложения конца переходного периода применительно к данным государствам не работает.

Анализ условий налогообложения в государствах со значительными отклонениями уровней налоговой на­грузки от уровней, которые определяются из графика (рис. 1) для соответствующих значений показателей со­циальной ориентации политики государств, показал, что основным фактором, обусловливающим рассматрива­емые отклонения налоговой нагрузки в государстве, является, как правило, наличие мощного неналогово­го источника формирования доходной части бюджета. В результате для улучшения условий развития экономики данные государства могут снижать уровень нало­говой нагрузки, обеспечивая необходимый объем средств для решения социальных и, собственно, госу­дарственных задач. Примером такого государства яв­ляются Соединенные Штаты Америки.

Завершая рассмотрение вышеизложенного элемен­та методического подхода, следует обратить внимание на то, что на конечном этапе переходного периода основным фактором, определяющим величину налого­вой нагрузки будет только уровень социальной ориен­тации политики государства. Качество государственно­го администрирования к этому моменту должно дос­тигнуть уровня, отвечающего уровню качества государ­ственного администрирования экономически развитых государств и оставаться фактически неизменным.

Существенной отличительной особенностью усло­вий налогообложения среднего и особенно начального этапа переходного периода является низкое качество государственного администрирования, что крайне не­гативно отражается на функционировании налоговой системы и экономики государства в целом.

В настоящее время, когда проведен анализ причин системного экономического кризиса 1998г., меры, пред­принятые Правительством для выхода из кризиса, а также сегодняшние успехи и неудачи в обеспечении развития

экономики, можно с уверенностью утверждать, что они непосредственно определялись и определяются качеством государственного администрирования, которое, в свою очередь, зависит от следующих основных факторов:

·  квалификация аппарата чиновников;

·  независимость государственного управления от политического и лоббистского давления;

·  эффективность проведения в жизнь правительственных решений;

·  строгое выполнение законов;

·  строгое выполнение Правительством своих обяза­тельств;

·  отсутствие риска незаконной конфискации имущества;

·  отсутствие коррупции.

Необходимо отметить, что любые ошибки Прави­тельства даже в вопросах, которые на первый взгляд ка­залось бы непосредственно не связаны с экономикой, приводят в конечном итоге к негативным процессам в ее развитии. А это означает что, показатель качества государственного администрирования (g) является по­казателем, интегрирующим влияние всех реализуемых Правительством мер по преобразованию государства переходного периода на эффективность функционирования налоговой системы и экономики в целом.