W = f (Q) (1)
где: W - уровень налоговой нагрузки в государстве;
Q - объем социальных задач решаемых государством.
Представляется целесообразным объем социальных задач, решаемых в государстве, выражать средним значением количества средств, выделяемых государством для решения социальных задач, приходящихся на одного жителя данного государства, например, в долларах США. В этом случае численное значение Q может быть определено по формуле:
q = (2)
где: q - количество средств, выделяемых государством для решения социальных задач, приходящихся на одного жителя данного государства в долл. США;
Si - количество средств, выделяемых государством для решения i социальной задачи;
к — общее количество социальных задач, решаемых в государстве;
N - численность населения в государстве.
Для расчета требуемых показателей были использованы статистические данные из ежегодных изданий Yearbook of Labour statistics. Полученные значения вышеуказанных показателей представлены в таблице 1.
Для простоты изложения в качестве социально ориентированных расходов государств в качестве примера был взят один из наиболее важных показателей — государственные расходы на образование на душу населения.
Проведенные расчеты по формуле 2 при к =1 позволили построить график функции W=f(g), представленный на рисунке 1.
Исходные данные для определения налоговой нагрузки от затрат, выделяемых государствами на решение социальных задач |
||||
Страна |
ВВП, млн. долл. |
Население, млн. чел. |
Гос. расходы на образование, % от ВВП. |
Расходы на образование на душу населения, долл. США |
Германия |
2415764 |
81,87 |
4,7 |
1387 |
Бельгия |
269081 |
10,5 |
5,7 |
1461 |
Дания |
172220 |
5,22 |
8,3 |
2738 |
Франция |
1536089 |
58,06 |
5,9 |
1561 |
Италия |
1086932 |
57,2 |
4,9 |
931 |
Нидерланды |
395990 |
15,46 |
5,3 |
1357 |
Австрия |
233427 |
8,05 |
5,5 |
1595 |
Швеция |
228679 |
8,83 |
8 |
2072 |
Великобритания |
1105822 |
58,53 |
5,5 |
1039 |
Испания |
558617 |
39,2 |
5 |
713 |
В отношении построенного графика исследуемой зависимости (рис. 1.) необходимо подчеркнуть, что хотя конкретные численные значения рассмотренных показателей, а также показателей, которые будут рассматриваться ниже, из года в год меняются, характер полученной зависимости w=f(Q) остается достаточно устойчивым. В этой связи полученную зависимость величины налоговой нагрузки от степени социальной ориентации политики государств, применительно к рассмотренным условиям налогообложения европейских государств, будем считать базовой.
В результате представляется возможным определить основные показатели условий налогообложения конца переходного периода государства к рыночной экономике:
- высокое качество государственного администрирования, которое одинаково характерно для всех экономически развитых иностранных государств;
- темпы роста ВВП имеют положительную динамику и, как правило, соответствуют среднему значению уровней данного показателя для наиболее развитых государств с рыночной экономикой;
- величина налоговой нагрузки определяется из графика (рис. I). применительно для реализуемого в государстве уровня социальной ориентации.
Одновременно необходимо отметить, что в мире существуют государства с развитой рыночной экономикой, значение налоговой нагрузки которых не описывается полученной зависимостью. Однако, это не означает, что рассмотренный подход определения условий налогообложения конца переходного периода применительно к данным государствам не работает.
Анализ условий налогообложения в государствах со значительными отклонениями уровней налоговой нагрузки от уровней, которые определяются из графика (рис. 1) для соответствующих значений показателей социальной ориентации политики государств, показал, что основным фактором, обусловливающим рассматриваемые отклонения налоговой нагрузки в государстве, является, как правило, наличие мощного неналогового источника формирования доходной части бюджета. В результате для улучшения условий развития экономики данные государства могут снижать уровень налоговой нагрузки, обеспечивая необходимый объем средств для решения социальных и, собственно, государственных задач. Примером такого государства являются Соединенные Штаты Америки.
Завершая рассмотрение вышеизложенного элемента методического подхода, следует обратить внимание на то, что на конечном этапе переходного периода основным фактором, определяющим величину налоговой нагрузки будет только уровень социальной ориентации политики государства. Качество государственного администрирования к этому моменту должно достигнуть уровня, отвечающего уровню качества государственного администрирования экономически развитых государств и оставаться фактически неизменным.
Существенной отличительной особенностью условий налогообложения среднего и особенно начального этапа переходного периода является низкое качество государственного администрирования, что крайне негативно отражается на функционировании налоговой системы и экономики государства в целом.
В настоящее время, когда проведен анализ причин системного экономического кризиса 1998г., меры, предпринятые Правительством для выхода из кризиса, а также сегодняшние успехи и неудачи в обеспечении развития
экономики, можно с уверенностью утверждать, что они непосредственно определялись и определяются качеством государственного администрирования, которое, в свою очередь, зависит от следующих основных факторов:
· квалификация аппарата чиновников;
· независимость государственного управления от политического и лоббистского давления;
· эффективность проведения в жизнь правительственных решений;
· строгое выполнение законов;
· строгое выполнение Правительством своих обязательств;
· отсутствие риска незаконной конфискации имущества;
· отсутствие коррупции.
Необходимо отметить, что любые ошибки Правительства даже в вопросах, которые на первый взгляд казалось бы непосредственно не связаны с экономикой, приводят в конечном итоге к негативным процессам в ее развитии. А это означает что, показатель качества государственного администрирования (g) является показателем, интегрирующим влияние всех реализуемых Правительством мер по преобразованию государства переходного периода на эффективность функционирования налоговой системы и экономики в целом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.