2.2 Обобщающие показатели торговой деятельности предприятия.
Анализ показателей эффективности розничной продажи Светлогорского райпо.
Розничный товарооборот - это основной определяющий показатель хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли. Его объем определяет доходы, расходы, прибыль, потребность в торговой сети, численность торговых работников.
Анализ розничного товарооборота помогает наиболее полно выявить имеющиеся резервы его роста, обеспечивать рациональное изменение его структуры и содействовать наиболее полному удовлетворению потребностей населения в товарах.
Анализ розничного товарооборот осуществляется с целью выявления сложившихся представлений о рынке. В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием своих возможностей, анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту его товарооборота, улучшения ассортимента реализуемого товара.
Рассмотрим динамику развития розничного товарооборота в таблице №2.2.1.
Таблица № 2.2.1
Общий индекс цен на товары реализуемые райпо в 2001 году по сравнения с 2000 составил 1,57, а в 2002 по сравнению с 2001 – 1,39. Таким образом отметим, что в период с 2000 по 2001 год розничный товарооборот возрос, однако в период с 2001 по 2002 он снизился (в сопоставимых ценах). Так за 2001 год по сравнению с 2000 темп прироста составил 3,34%, а абсолютное отклонение в сопоставимых ценах – 105017 тыс.р. В 2002 по отношению к 2001 году темп прироста сложился в размере -3,77%, однако несмотря на данную тенденцию, отметим, что плановый показатель доводимый ежегодно составлял 5%. В 2002 году каждый процент прироста розничного товарооборота приносил дополнительный оборот в размере 32499 тыс.
Проведем анализ выполнения плана за 2002 год по месяцам.
Таблица № 2.2.2
Из таблицы № 2.2.2 видно, что в январе план товарооборота был не выполнен на 23,51%, в феврале на 8,72%, марте – 18,38%. Таким образом план на первый квартал был не выполнен на 24,20%, второй - на 18,45%, третий – на 26,89%, четвёртый – на 24,20%. Как видно ни в одном из кварталов плановая сумма товарооборота достигнута не была. Выполнение плана носило довольно неравномерный характер и это отражено в показателе ритмичности, который равен 93,11%, что достаточно хорошо с учётом того, что в идеале он должен составлять 100%. Подводя итоги приведённой таблицы, отметим некоторую несуразность в плановых размерах товарооборота, можно лишь предполагать, что это явилось следствием особенности сезонности покупательского спроса данного региона и возможных планов по изменению структуры товарооборота в сторону увеличения специфических товарных групп – зимняя и демисезонная одежда, обувь и т.д.
Проведём оценку структуры розничного товарооборота за 3 года.
Таблица №2.2.3
На протяжении всего анализируемого периода (таблица № 2.2.3.) имеет место тенденция роста продовольственной группы товаров, так в 2000 году её удельный вес составлял – 75,86%, в 2001 - 81,42%, а в 2002 – 80,58%. Эта тенденция негативна ввиду того, что реализация продовольственных товаров является более затратоёмкой (хранение, фасовка, сортировка, порча) и менее доходной, так как на группы продовольственных товаров имеющих наибольший удельный в товарообороте райпо относятся к социальнозначимым. Так за весь анализируемый период увеличение составило 4,72%. Следует отдельно отметить тенденцию роста удельного веса хлеба и хлебобулочных изделий. Если в 2000 году этот показатель составлял 14,35%, то в 2002 – 14,73%, а это значит, что произошло увеличение оборота по заведомо убыточному в плане реализации (в данном случае) товару, поскольку кроме низкой торговой надбавки (15%), имеют место расходы по чёрствому хлебу, о которых речь будет в дальнейшем. При этом следует отметить, что уровень издержек обращения в целом по райпо (для сравнения) сложился в размере 18,08%, а при сложившейся торговой надбавке, доходы по данному виду продукции составляют лишь 17,43% (по уровню). Следовательно, убыточность реализации данной продукции составляет 0,65%. Так как райпо не имеет права отказаться от реализации конкретно данной группы товаров, то единственным решением данной проблемы может являться более высокий рост других товарных групп, по которым торговая надбавка имеет наибольший размер – 30%. Так же отметим и другую важную товарную группу – водка и ликёроводочные изделия, по которой наблюдается снижение удельного веса в структуре товарооборота, а реализация – убыточна. Для сравнения, в целом эти две товарные группы составляют 21,93% товарооборота.
За анализируемый период непродовольственные товары в целом по своему удельному весу в товарообороте сократились на 4,72%. Из разъяснений управленческого персонала следовало, что данная тенденция ни в коей мере не обусловлена снижением покупательского спроса, поскольку мелкое предпринимательство в районе расширяется и эффективно продолжает реализовывать непродовольственные товары населению. Более того оно оказывает всё большее конкурентное давление и в реализации продовольственных товаров. Это видно из тенденции расширения торговой сети мелкого предпринимательства, а также из ассортимента предлагаемой продукции. В связи с этим отметим, что мелкий бизнес нашёл эффективные методы реализации продукции отечественного производства, и на данном этапе приносит в бюджет района довольно большой объём платежей, вытеснив традиционных поставщиков налогов – государственные предприятия, райпо, колхозы. Исходя из вышеизложенного (в том числе и из отступления) следует, что виной негативных тенденций в товарообороте является крайне низкая эффективность коммерческой работы в Светлогорского райпо.
Далее рассмотрим состояние развития среднегодовых товарных запасов и товарных запасов по товарным группам.
Таблица №2.2.4
Товарные запасы в днях в 2000 году составили 18 дней, в 2001- 26 и 2002 – 91, хотя нормативом предусмотрено лишь 19. Или другими словами идёт речь о затоваривании, излишке товарных ресурсов, что лишь подтверждает неэффективность коммерческой работы в райпо. Отклонение товарных запасов 2002 года от норматива в разах составляет -15. Это говорит о том, что при оптимальной структуре товарных запасов (соответствие покупательскому спросу), райпо могло бы брать меньшую сумму заёмных средств и использовать их более эффективно. По продовольственным товарам товарные запасы в 2000 – 13 и 2001 – 17 дней, а в 2002 – 58, при нормативе в 14. Отметим особо, что по социально значимым товарам (таким как хлеб, колбасные изделия) имела место недостаточная обеспеченность запасами, а по водке и ликёроводочным изделиям норматив запаса был превышен в 2 раза.
Товарные запасы по непродовольственным товарам в целом за анализируемый период выросли с 41 дней в 2000 до 194 – в 2002. Отклонение 2002 года от норматива составило 146 дней или 5,5 оборота то есть райпо потеряло возможность реализации товаров равному 5,5 товарных запасов по нормативу. Причём по 3 представленным группам (табачные изделия и парфюмерно-косметические изделия, одежде и белью имел место излишек в размере двухмесячного оборота по данной группе товаров.
Проанализируем эффективность использования розничной торговой сети в следующей таблице.
Таблица 2.2.5.
Количество магазинов в 2002 году (как видно из таблицы № 2.2.5.) возросло по сравнению с 2001 на 5 и составило 86 единиц, при этом общая торговая площадь возросла на 351 м2 и составила 6255 м2. Таким образом средняя торговая площадь магазина равна в 2002 году 73 м2. Товарооборот на 1 м2 увеличился в 2002 году на 227 тыс.р. Динамика этого показателя за счёт увеличения числа магазинов и одновременного роста товарооборота шла уменьшающимися темпами по сравнению с динамикой самого товарооборота, что свидетельствует о снижении эффективности использования торговой сети.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.