Акцент на оптимальное взаимодополнение
Прежде всего необходимо отметить, что, рассматривая роль и соотношение рыночных и административных механизмов, воздействующих на национальную экономику, крайне важно уйти от их однозначного противопоставления друг другу. Устойчивость социально-экономического развития страны во многом зависит от их оптимального взаимодополнения, предполагая не просто сосуществование, а в первую очередь взаимодействие рыночных и административных начал.
Объективная необходимость государственного регулирования экономики определяется функциями государства, важнейшие из которых: поддержание баланса экономических интересов в стране, обеспечивающего условия для устойчивого гармоничного развития общества; разработка и реализация стратегии социально-экономического развития, корректировка возникающих в процессе воспроизводства диспропорций и отклонений, создание действенных механизмов их предотвращения; развитие институциональной среды, формирование производственной, социальной и экологической инфраструктуры, обеспечивающей условия для роста экономики и улучшения жизнеобеспечения населения.
Таким образом, роль государства в управлении разнообразна и многоплано-ва. Общественное развитие показало, что нельзя уповать только на рынок при решении многих экономических и тем более социальных проблем. В ряде случаев он по своей природе не в состоянии удовлетворить те или иные потребности общества. Тогда вмешательство государства становится необходимым и неизбежным.
Образно говоря, государство, дополняя рынок, выправляя отдельные его «провалы», работает с ним в одной упряжке. Именно этот симбиоз обеспечил в целом успешное развитие передовых стран, способствовал научно-техническому прогрессу, росту уровня благосостояния.
В связи с этим следует различать такие понятия, как рыночная экономика, централизованно-плановая и смешанная.
Суть рыночной экономики состоит в сохранении постоянного равновесия между спросом и предложением. Именно его нарушение лежало в основе периодических кризисов капиталистической экономики.
Классические экономические теории, в том числе и неоклассическая, исходят из убеждения в том, что производство само создает достаточный для себя спрос и потому рыночная экономика не нуждается в государственном вмешательстве. Более того, оно, по мнению адептов этих теорий, категорически противопоказано.
Конечным звеном в цепи этих рассуждений является утверждение, что в рыночной экономике экономическая деятельность служит прежде всего реализации целей индивидуальных хозяйствующих субъектов и в меньшей степени — государства.
Что же касается централизованно-плановой экономики, то здесь хозяйствующие субъекты обладают той степенью экономической свободы, которую считают приемлемой лица и государственные учреждения, принимающие политические решения.
Среднее положение между этими двумя крайними полюсами занимает так называемая смешанная экономика, сочетающая различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования.
Суть такого типа экономики сводится к сосуществованию в ее рамках разных, на первый взгляд конфликтующих и даже несовместимых, институтов, принципов и отношений. Это, во-первых, рыночная свободная конкуренция, с одной стороны, и государственное регулирование — с другой, и, во-вторых, различные формы собственности и хозяйствования: частная, коллективная и государственная.
Важнейшие характеристики смешанной экономики по сравнению с рыночной — не только сосуществование различных форм собственности и предпринимательской деятельности, в том числе и государственной, но и государственное регулирование социально-экономических процессов. Как справедливо отмечали знаменитые американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхауз, «смешанная экономика полагается в первую очередь на ценовую систему для своей организации, однако использует и многообразие правительственного вмешательства для того, чтобы справиться с макроэкономической нестабильностью и с недостатками рынка» /7. С. 20].
Иначе говоря, смешанность, как представляется, прежде всего следует понимать в смысле дополнения механизма рыночного саморегулирования активным государственным воздействием на те сферы жизнедеятельности общества, где рынок неэффективен, дает «осечки». Поэтому задача государства — свести на нет эти «осечки», не подменяя, а, наоборот, укрепляя рыночный механизм как таковой.
Экономически развитые государства, базируясь на рыночном характере своей экономики, широко пользуются разнообразными методами и механизмами ее регулирования.
Правительства тех стран, где хорошо осознали закономерности фазовых периодов общего кризисного цикла и причины их возникновения, на основе государственного регулирования и при помощи активного использования рыночного механизма довольно успешно достигают стабилизации экономического положения и выхода в фазу укрепления и развития экономики.
Государство как выразитель и гарант общенациональных интересов обеспечивает (в необходимых случаях) принятие жестких мер мобилизационного характера, связанных с поиском выхода из возникающих неблагоприятных ситуаций и осуществлением серьезных структурно-технологических и институциональных преобразований.
Важнейшим инструментом осуществления его функций выступает государственное прогнозирование и программирование [2]. Это подтверждается и практикой многих стран. В частности, национальные прогнозы и индикативные планы составляются в Японии, Южной Корее, Франции, Германии и других странах.
Есть и иные средства, применяющиеся государством для достижения общественного благосостояния, высокой занятости, улучшения окружающей среды, реагирования на внешние воздействия, для борьбы с проявлениями монополизма и т. д. К их числу в первую очередь можно отнести: использование государственной собственности, перераспределение национального дохода с помощью бюджетно-налоговой политики и политики доходов, государственное участие в сфере денежно-кредитной и валютной политики.
Тем же целям служат антимонопольное и ценовое регулирование, регулирование внешнеэкономических отношений, государственные инвестиционная политика и экономический контроль.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.