Государство и рынок: проблемы взаимодействия и перспективы развития, страница 2

Указанные составляющие используются в избранной нашей страной модели, которая, на мой взгляд, ближе jBcero к смешанной экономике, позволяющей сочетать свободную частную"инйциативуттссякуреяцию с активной ролью го­сударства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты.

В свое время мы отвергли модель так называемой шоковой терапии и продвигаемся шаг за шагом вперед эволюционным путем. На нем были как успехи, так и неудачи. Однако общий баланс, безусловно, положитель­ный. Назову лишь две цифры: в 2001 году объем валового внутреннего продукта по отношению к 1990 году составил 92,2 процента, продукции про­мышленности — 106,4. Эти результаты достигнуты за последние шесть лет, поскольку в 1995 г. названные соотношения составляли 65 и 61 процент соот­ветственно.

Во второй половине 90-х годов, когда необходимо было преодолеть разру­шительные тенденции, обусловленные как распадом СССР, так и несовершен­ством прежнего хозяйственного механизма, акцент в немалой степени был сде­лан на административные рычаги. Это стало, по существу, жесткой необходимос­тью, поскольку надо было преодолеть опасные для экономики Беларуси тенденции. И разумной альтернативы ей не было.

Сейчас ситуация в определенной степени изменилась. Разумеется, проблем хватает, но нельзя не замечать, что экономическое положение к началу XXI ве­ка в основном удалось стабилизировать.

И это не может не отразиться на соотношении административных и рыноч­ных механизмов. Не случайно постепенно усиливается роль рыночных начал в данной сфере, т. е. происходит последовательная либерализация экономики. Вместе с тем здесь не может быть допущено какого-либо искусственного фор­сирования. Речь идет о взвешенных и продуманных шагах в направлении эф­фективного расширения сферы применения рыночных механизмов.

Указанные вопросы нагляднее всего можно рассмотреть сквозь призму реали­зации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. [3].

38

Цены и налоги как факторы роста

Данный программный документ, по большому счету, представляет собой квинтэссенцию накопленного практического опыта формирования социально ориентированной смешанной экономики, научно обоснованных разработок, направленных на повышение эффективности механизма государственного регу­лирования хозяйства и рост уровня жизни населения.

В Программе определены цели, задачи и приоритеты социально-экономичес­кого развития страны на первое пятилетие нового века, обоснована система ме­роприятий правового, организационно-экономического и экологического харак­тера и главное — механизмы их реализации, среди которых имеются как рыноч­ные, так и административные. В ряде случаев они переплетаются, и их иногда трудно идентифицировать в чистом виде.

Например, если обратиться к бюджетно-налоговой политике, то она включа­ет в себя и рыночные, и административные начала. С одной стороны, админис­тративным образом в Программе до 2005 года предусмотрено ограничение бюд­жетного дефицита на уровне, не превышающем 1,5 процента к ВВП. С дру­гой — предполагается использование при этом в качестве важного источника финансирования выпуска государственных ценных бумаг (несомненно, рыноч­ного инструмента).

Налоговая система играет особую, двойственную роль в системе госу­дарственного регулирования. Ее основная задача — обеспечить достаточные поступления в бюджет. В то же время налоги должны не только не мешать, а напротив, способствовать росту и развитию экономики в заданном направ­лении.

Разрешить коллизию этих двух главных целей весьма непросто. Тем не ме­нее в мировой практике найдены конкретные механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее направленность на стимулирование темпов роста производства, инвестиций и экспорта.

За прошедшие годы кое-что в этой области уже сделано, причем как в на­правлении сближения принципов построения и правовых основ регулирования новой налоговой системы с теми, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой, так и в части создания чисто административных систем сбора налогов.

Немало, разумеется, еще предстоит сделать. В частности, в качестве мер ры-ночно ориентированных налоговых реформ предусматривается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7—8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажа­ющего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет. Такой результат должен быть достигнут за счет поэтапной отмены раз­личных мелких сборов и отчислений непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, а также существенной модернизации механизмов взимания ря­да основных налогов и сборов.

Вторым важным направлением преобразований является выравнивание усло­вий налогообложения для всех категорий плательщиков и расширение налоговой базы. Решить эту проблему можно только на основе существенного сокращения льгот по налогам и таможенным платежам. За 2001 год их размер превысил 176 млрд. рублей, что составляет более 8 процентов общих доходов бюджета 2001 года по текущим налоговым платежам.

Предполагается также пересмотр перечня и порядка установления местных на­логов и сборов, что позволит укрепить и обеспечить эффективное взаимодей­ствие бюджетов всех уровней.

В целом все намеченные преобразования будут реализованы в рамках подго­товки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифи­цированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на

39

создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

Предполагаемые рыночно ориентированные изменения в налоговой системе позволят снизить общий уровень налоговой нагрузки на экономику в целом за пятилетие примерно на 6 процентов и обеспечить на этой основе прогнозируе­мые темпы экономического роста, инвестиций и экспорта.

В качестве мер административного воздействия в проекте Налогового кодекса заложен целый комплекс норм и положений, направленных на усиление нало­гового контроля и повышение ответственности за правонарушения в этой сфе­ре, включая и меры ответственности налоговых органов за произвольные и не­соответствующие законодательству решения и действия.