Теперь о денежно-кредитной политике. Здесь заметно превалируют рыночные механизмы. После того как к осени 2000 г. удалось, наконец, уйти от множественности валютных курсов белорусского рубля, а затем провести ряд шагов по либерализации внутреннего валютного рынка, действие административных рычагов в сфере денежно-кредитной и валютной политики резко уменьшилось. На рыночных началах действуют валютно-фондовая биржа, межбанковский рынок.
Осуществляется достаточно взвешенная процентная политика, обеспечивающая поддержание базовой ставки рефинансирования (в реальном исчислении) на положительном уровне. В целом процентная политика содействовала обеспечению устойчивого превышения доходности активов, номинированных в белорусских рублях, над доходностью активов в иностранной валюте. Это привело к росту срочных рублевых депозитов населения в 2001 г. в 3,1 раза.
В то же время в денежно-кредитной политике применялись и меры, имеющие административные корни. Это касается денежной эмиссии, которая превысила в прошлом году прогнозное значение в 2,9 раза. Особенно всплеск эмиссионной активности наблюдался в конце года. Не был выдержан в прогнозных рамках и прирост рублевой денежной массы (он составил в 2001 году 5,4 процента в среднем за месяц против 3,5 процента, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития страны). А это, как известно, серьезный фактор инфляционного роста.
Что же касается Программы социально-экономического развития до 2005 года, то в денежно-кредитной и валютной сферах предполагается широкое применение рыночных начал. Это относится и к монетарной политике, и к валютному курсообразованию, к процентной политике, повышению устойчивости банковской системы и приближению практики банковского надзора к международным стандартам.
Кроме того, выполнение Программы социально-экономического развития до 2005 года во многом зависит от ценовой и антимонопольной политики.
В первом пятилетии нового века ценовая политика будет базироваться на реализации основных принципов и механизмов (как рыночных, так и административных) совершенствования системы ценообразования, предусмотренных в Концепции ценообразования Республики Беларусь, во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой, а также политикой доходов населения. При этом предполагается гибкое сочетание механизмов свободного и регулируемого ценообразования.
Государственное ценовое регулирование (административные методы) в настоящее время сохраняется в отношении товаров и услуг субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на отдельные социально значимые товары и услуги. Приоритетным направлением государственного регулирования в данной области является упорядочение цен и тарифов в отдельных отраслях экономики с целью устранения имеющихся диспропорций, сокращения перекрестного субсидирования и бюджетного дотирования. Важную роль, несомненно, играет и государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.
40
В соответствии с принятыми правительственными программами проводится поэтапная работа по упорядочению цен и тарифов в отраслях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи. Осуществляются конкретные шаги по снижению перекрестного субсидирования.
Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе направлено на обеспечение рентабельного ведения сельского хозяйства. Так, с учетом удорожания потребляемых в сельскохозяйственном производстве материально-технических ресурсов, в целях сокращения убыточности животноводства и диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за январь — декабрь 2001 г. минимальные закупочные цены на молоко были повышены на 99 процентов, крупный рогатый скот — на 91, свиней — на 46, на продукцию растениеводства урожая 2001 года — на 20 процентов.
При этом наиболее интенсивное увеличение закупочных цен производилось в IV квартале 2001 г., что в среднем обеспечило выход на безубыточное производство в продуктивно работающих хозяйствах и позволило обеспечить рациональное соотношение закупочных цен на молоко и дизельное топливо. Одновременно, учитывая низкую рентабельность и убыточность производства социально значимых продовольственных товаров, принимались меры по упорядочению регулируемых отпускных цен на них. Вместе с тем принятые решения отразились на росте потребительских цен.
Будет усилено внимание и к формированию цен на продукцию естественных монополий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение) в части экономической обоснованности издержек в этих отраслях, определения направлений их снижения, постепенного ухода от перекрестного субсидирования.
В целях обеспечения выполнения прогнозных показателей по уровню инфляции, недопущения опережающего роста цен на основные товары и услуги по сравнению с ростом доходов населения республики будут приниматься меры по сдерживанию ценового роста не только за счет прямого (т. е. административного) его ограничения, но и за счет увеличения объемов производства и загрузки производственных мощностей, осуществления мер по ресурсосбережению, обеспечения соответствия роста заработной платы и производительности труда.
Переход к рыночным механизмам регулирования ценообразования осуществляется и будет осуществляться последовательно, в увязке с проводимой денежно-кредитной, валютной политикой и политикой доходов населения.
В последнее время предпринят ряд весомых практических шагов в сторону перехода к рыночным механизмам формирования цен.
Так, заметно сокращен перечень социально значимых товаров и услуг, попадающих в сферу государственного регулирования: за 2001 год — на 12 позиций (из 28).
По мере формирования рыночной среды постепенно сужается число предприятий, относящихся к искусственным монополиям, цены которых регулируются государством. Например, в 2001 году отменено ценовое регулирование на продукцию 10 хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.