Япония: «Союзный
капитализм»
Япония довольно поздно вступила в процесс индустриализации, вступала она не
постепенно, а скачком. (Япония перешла к новому типу общества буквально за
поколение) Отсюда и специфика японского капитализма.
Ранние акционерные компании:
Создание инициировано государством. После открытия портов Кобе и Йокогама,
правительство вынуждало японские компании объединяться для большей
конкурентоспособности при торговле с зарубежными странами. В Японии акционерные
компании очень напоминали уже ранее существовавшие торговые дома. Происходит
массовое корпорирование, которое должно ускорить развитие, но в
новообразованных корпорациях воспроизводится специфика старых структур. Т.е.
японцы пытаются сначала изменить форму, думая, что содержание само изменится, а
надо наоборот: Изменение стратегии => изменения структуры.
Компании акционировались, но собственниками по-прежнему остаются члены семьи,
которые участвовали в управлении (причем довольно хитрым образом: учредители
выбирали из своей среды трех генеральных директоров, которые по очереди
руководили компанией). А реально принимали решения мелкие клерки в офисах
подразделений ( à la средний менеджмент на Западе)
Хотя эти первоначальные структуры были мало эффективными, но все-таки можно
выделить следующие плюсы:
• Аккумулировали капитал (группы учредителей и «внешних» лиц)
• Начало прослеживаться отделение собственности от менеджмента
Особенности развития управленческой иерархии: тенденции:
1) Новое поколение предпринимателей занимались менеджментом среднего звена.
Возрастает роль среднего менеджмента, т.к. «средние» менеджеры принимали
важнейшие решения и формировали стратегии развития фирмы, и еще обладали
необходимым объемом знаний.
Государство поддерживает средний менеджмент + нацеленность компаний на
долгосрочный рост => молодые менеджеры вводятся в состав Совета Директоров.
Их голос не менее весом, чем голос инвесторов (т.е. членов семьи-основателя).
Впоследствии высший и средний менеджмент меняются ролями: управление компанией
велось старшими исполнительными директорами ( из бывших средних менеджеров), а
директора-совместители (акционеры компании, представлявшие семьи основателей
компании) начали заниматься корпоративным аудитом.
2) Обособление штаб-квартир от фабрик.
Это связано с тем, что образованных менеджеров было больше на производстве +
каждая крупная фабрика имела собственную развитую структуру с полным набором
подразделений + крупные фабрики располагали собственными ресурсами,
необходимыми для реализации стратегий, ориентированных на расширение
ассортимента и удовлетворение рыночного спроса.
#4
Аня Абрамова 21 янв 2008 в 19:53
Специфика
японской хлопчатобумажной промышленности:
1) совместные закупки хлопка-сырца в Америке
2) создание синдикатов для предотвращения падения цен
3) Потом преимущественно перешли к развитию внутреннего научного менеджмента.
Научный менеджмент имел большой успех в Японии в связи с чертами характера
японцев: чувство общности, принадлежность к группе + производственная
дисциплина => хорошие результаты научного менеджмента.
4) Разработка инноваций (новые сорта хлопка, новые виды ткани)
5) Сначала фабрика важнее, чем штаб-квартира. После внедрения научного
менеджмента высший менеджмент приобретает особое значение.
6) Сочетание технологий 1 пром. Революции и стратегий 2 пром революции
7) Специфика конкуренции в отрасли: государство разводит компании по нишам и
дает монопольные права
8) Ориентированность на внешний рынок, на экспорт. Сначала экспорт, потом вынес
филиалов за рубеж.
Zaibatsu:
Результат попытки приспособить старые структуры под новые условия.
Воспроизведение идеи торгового дома. Z – Огромная система связанных между собой
компаний разных отраслей в одну систему. Центром каждой Z выступает холдинг
компания, владеющая контрольными пакетами акций компаний ядра группы + банк,
торговая и страховая компании.
Стоит помнить еще, что присутствовало государственное финансирование, часто на
уровне неформального доверия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.