2. Наступательные и оборонительные стратегии роста «современного предприятия»: история развития в XIX-XX вв.
Современная корпорация (предприятие) – продукт серии организационных инноваций, целью и результатом которых была минимизация трансакционных издержек. (О. Уильямсон).
Минимизация трансакционных издержек, экономия на масштабе и экономия на разнообразии – организационные факторы роста фирмы.
Экономия на масштабе – снижение издержек на пр-во и/или распределение единицы продукции, возникающее при увеличении объёма пр-ва и/или распределения отдельно продукта в рамках данной хоз единицы.
Экономия на разнообразии - снижение издержек на пр-во и/или распределение единицы продукции, возникающее при использовании технологических процессов в рамках данной хоз единицы для пр-ва и/или распределения более чем одного вида продукции.
Характеристики «современного предприятия»:
- в основе – капиталоёмкие технологии (в отличие от трудоёмких подразумевают либо принципиально новые технологич процессы, не связ с ранее существующими технологич цепочками, либо качественные изменения в существующих технологич процессах)
- несколько функций
- несколько товарных линий
- несколько географических рынков
- несколько хоз единиц
- собственность и менеджмент разделены
- управляется преимущественно «видимой рукой менеджмента»
Оборонительные стратегии – стратегии становления. Направлены на защиту ранее сделанных инвестиций. К ним относятся: вертикальная и горизонтальная интеграция (привели к появлению функциональных стуктур).
Вертикальная интеграция – рост предприятия за счёт слияний и поглощений в рамках одной технологической цепочки.
- непосредст-но направлена на обеспечение загрузки мощностей, позволяющей достичь экономии на масштабе
- позволяет сущ-но снижать трансакционные издержки
- зависит от степени специфичности активов
Наблюдалась в отраслях:
- с поточными технологиями пр-ва фасованной потребительской продукции (сигареты, спички, мыло)
- производящих скоропортящиеся продукты (пиво, фотопринадлежности)
- машиностроения, требующих послепродажного обслуживания (швейные машинки, с/х машины)
Горизонтальная интеграция – рост предприятия за счёт слияний и поглощений в рамках отрасли. Историческая причина – кризис перепр-ва, который для каждого отдельного бизнеса связан с падением цен. Поэтому разные предприятия договариваются об объёмах пр-ва в рамках «мягких» картельных форм. Когда кризис завершился, картели преобразовались в холдинги и тресты, где отдельные хоз единицы теряют самостоят-ть.
- опосредованно связанна с проблемой загрузки мощностей, позволяющей достичь экономии на масштабе
- исторически возникает в «мягких» картельных формах как ср-во борьбы с кризисами перепроизводства
- позволяет достичь экономии на масштабе, создавая «жёсткие» структуры – холдинги и тресты, обеспечивающие воз-ть перераспределения фин потоков в рамках единой собст-ти.
Наступательные стратегии – стратегии становления структуры современных предприятий. К наступательным стратегиям относятся: диверсификация и географическая экспансия (привели к появлению дивизиональных структур).
Диверсификация (20-е гг ХХ в. и позже) – рост предприятия за счёт инвестиций в новые товарные рынки (по отношению к базовому производству не может рассматриваться как горизонт/вертикальная интеграция).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.