Демографические факторы влияли и на историю Лиги арабских государств (ЛАГ). Так, Анвар Садат не мог себе позволить отправиться в Иерусалим в 1977 г. и подписать мирный договор между Египтом и Израилем, поскольку он являлся главой самой крупной арабской страны и другие не были в состоянии склонить его к иному политическому курсу по отношению к Израилю. Тем не менее, позиция Египта привела к замораживанию дипломатических отношений между Каиром и столицами некоторых государств — членов ЛАГ, к переносу резиденции ЛАТ в Тунис и в конце концов к исключению Египта из состава ЛАГ. Однако все это длилось недолго, и международные события вынудили членов ЛАГ пересмотреть свое решение. После встречи представителей членов ЛАГ на высшем уровне в Аммане 8—11 ноября 1987 г. девять государств, в том числе Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт и Марокко, решили возобновить свои отношения с Египтом. В конце концов он был восстановлен в ЛАГ, резиденция которой вернулась в Каир, ибо демографический и военный вес Египта оказался необходимым элементом успокоения арабских государств перед лицом агрессивных происков Ирана. В самом деле, и в силу численности своего населения и влияния своей тысячелетней культуры Египет играет главную роль среди арабских стран, где его называют иногда «отцом Вселенной». Его пресса (84 ежедневные газеты), литература, кино, музыка находят себе самый широкий рынок в других арабских странах, в которых Египет занимает также господствующее положение на радио и телевидении.
Этот короткий геополитический обзор с очевидностью показывает, насколько численность населения способствует мощи страны, даже если она является всего лишь одним из факторов ее политического положения в данный момент. Не следует пренебрегать и таким фактором, как качественный состав населения. Когда Сталин спрашивал, «сколько дивизий у папы римского», он упускал из вида один из основных критериев могущества католической церкви: численность верующих. Сталина давно уже нет, власть его преемников значительно ослабла, а папа все еще существует! Не случайно, что событиям 1989 г., приведшим к падению «железного занавеса», предшествовал весь ход развития внутренней обстановки в тех восточноевропейских странах, где влияние католицизма особенно сильно.
Однако если численность населения остается важным фактором, который надо учитывать при геополитическом анализе, необходимо также анализировать географическое распределение населения, его этнический и религиозный состав.
В зависимости от распределения населения по территории страны ее единство может укрепиться или ослабнугь, что соответствующим образом повлияет на ее геополитический вес.
Индонезия — это архипелаг, состоящий из 13 667 островов, общая территория которых (1 904 000 кв. км) почти в четыре раза превышает территорию Франции. Однако населена эта территория крайне неравномерно: на островах Ява и Мадура, составляющих всего 7% территории страны, сосредоточено 60% ее населения. Плотность населения здесь достигает примерно 820 человек на кв. км (по данным на 1993 г.), то есть чуть меньше, чем на территории Иль-де-Франса. Эта неравномерность заселения страны обусловила необходимость проведения политики переселения, начатой на заре XX в. еще голландскими колониальными властями, продолженной после завоевания страной независимости в 1946—1950 гг. и активизировавшейся после свержения Сукарно в 1965 г.
Официально планы внутренних добровольных переселений направлены на выравнивание плотности населения и имеют целью способствовать экономическому развитию страны. Действительно, добровольцы-переселенцы получают земли, что позволяет увеличить сельскохозяйственное производство для удовлетворения потребностей увеличивающегося населения. Даже если Индонезия еще числится в списке развивающихся стран, валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения растет здесь достаточно быстрыми темпами.
Однако наряду с экономическими целями организация внутренней миграции населения преследует и политические цели, способствуя укреплению центральной власти на всем архипелаге. Индонезию населяют до сотни этнических и лингвистических меньшинств, и после получения страной независимости ее потряс ряд сепаратистских движений. Поэтому политический характер внутреннего миграционного процесса совершенно ясен: с одной стороны, он направлен на то, чтобы разместить яванское население на островах, где преобладают другие народности; с другой — он даст возможность ускорить смешение различных народностей. Даже если основная задача переселения состоит в том, чтобы способствовать развитию сельского хозяйства, оно также является средством создания единой нации.
Переселение может играть совершенно иную роль — как средство сохранения территории. Пример тому: создание государства Израиль в 1948 г. и его существование после пяти арабо-израильских войн (в 1948—1949, 1956, 1967, 1973 и 1988 гг.). Особое значение для увеличения политического веса этой страны имеют еврейские общины, рассеянные по всей планете, хотя население самого Израиля едва достигает 5 млн. человек, что значительно меньше численности населения большинства стран — членов ЛАГ. Во всех странах своего пребывания еврейские общины создают группы давления, без учета деятельности которых любой анализ геополитической обстановки на Ближнем Востоке был бы неполным.
Другие страны также имеют свои диаспоры, которые способны внести вклад в укрепление их политического положения на международной арене. К примеру, история Греции в XX веке и развитие ее конфликтных отношений с Турцией, несомненно, приняли бы иной характер, не будь греческой диаспоры, в частности в США.
Если расселение людей способствует национальному единству и укреплению позиций государства, в некоторых случаях оно может приводить к противоположным результатам. Действительно, внешние позиции любого государства слабеют, если его раздирают внутренние конфликты, являющиеся следствием наличия нескольких национальностей, не сумевших прийти к согласию. Так, конфликт с палестинцами затрудняет положение правительства Израиля и наносит вред его престижу в международных организациях.
Шри-Ланка, занятая в основном поисками примирения коренного сингальского населения и тамилов — потомков недавних эмигрантов из Индии, не имеет возможности играть сколько-нибудь значительную роль в международных делах. Когда у Алжира возникают трудности во взаимоотношениях с берберским населением Кабилии или с исламскими фундаменталистами, когда берберы начинают волноваться в Марокко, участию этих стран в международных акциях и даже их планам внутреннего развития наносится ущерб. Национальное согласие является основным условием обеспечения эффективного присутствия страны на международной арене. Всякое покушение на такое согласие неизбежно ослабляет это присутствие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.