Экономические аспекты управления качеством
1. Основные категории экономики управления качеством.
Усиление конкурентоспособности предприятия обеспечивается улучшением качества и увеличением рентабельности его хозяйственной деятельности. Между тем создание продукта с улучшенными характеристиками сопряжено с ростом себестоимости, что нежелательно в условиях ценовой конкуренции. В этой связи можно выделить комплекс задач экономики управления качеством.
Основные задачи экономики управления качеством:
· Оценка затрат на обеспечение качества;
· Оптимизация затрат по управлению качеством;
· Определение экономической эффективности деятельности в области качества;
В экономики управления качеством используют следующие понятия:
Потребительская стоимость продукта – цена изделия, соответствующая стоимости выполняемых им функций в сознании потребителя.
Полезность продукта – совокупность функциональных характеристик, определяющих способность продукта удовлетворять потребности покупателя в соответствии с назначением изделия.
Предотвращенный убыток – затраты хозяйствующего субъекта, которых удалось избежать благодаря осуществлению своевременных мероприятий по предупреждению возникновения внештатных ситуаций (например, сбоя в работе оборудования, производства дефектной продукции и пр.).
Упущенная выгода – неполученные доходы юридических или физических лиц вследствие нарушения их прав иными лицами (неполученный доход от реализации продукции, которую можно было бы произвести на вышедшем из строя оборудовании; количество непроданных туристических путевок из-за антирекламы конкурента).
2. Оптимизация затрат на управление и обеспечение качества.
Деятельность по повышению качества влечет за собой увеличение затрат как производителя, так и потребителя. Для сохранения конкурентоспособности продукта при управлении хозяйственными процессами осуществляют оптимизацию затрат на качество.
Для этого используют функционально-стоимостной анализ (ФСА), в котором выявляются функции объекта и оценивается их стоимость. Функции, не обеспечивающие положительный эффект, устраняются, тем самым снижая затраты на производство и эксплуатацию объекта.
Оптимизация затрат на качество направлена на достижение следующих целей в системе управления качеством:
1) снижение затрат на единицу производимой продукции при сохранении прежнего уровня качества;
2) снижение удельных затрат при одновременном улучшении потребительских свойств новой продукции;
3) повышение удельных затрат для создания высокого уровня качества продукции, превышающего технический уровень продукции конкурента;
4) установление цены на продукцию.
Процесс управления затратами на качество включает оценку, анализ и регулирование мероприятий по улучшению деятельности компании.
В управлении затратами на качество и определении эффективности системы менеджмента качества выделяют два подхода.
1. Стоимостный. В этом случае акцент делается на рост общей рентабельности предприятия вследствие снижения непроизводительных расходов и экономии ресурсов.
2. Потребительно-стоимостный. Данный подход базируется на том, что при оптимизации затрат на качество учитываются расходы не только производителя, но и конечного пользователя, при этом обеспечивается снижение издержек производства по созданию продукции, а также повышение удовлетворенности потребителя за счет увеличения полезного эффекта и уменьшения потребительских расходов от использования продукции.
При маркетинговой ориентации фирмы оцениваются и оптимизируются совокупные расходы, связанные с полным жизненным циклом продукции (услуг) – от создания до утилизации.
При оценке затрат на качество выявляются все составляющие затрат, возникающих при разработке, производстве и потреблении продукции (услуг).
Для определения структуры затрат на качество применяется следующая классификация:
По целевому назначению выделяют затраты:
- на улучшение качества (затраты на разработку новой продукции с улучшенными свойствами);
- на обеспечение качества (затраты на входной, приемочный контроль);
- на управление качеством (затраты на систему управления качеством).
По стадиям жизненного цикла выделяют затраты на качество:
- при создании новой продукции (затраты разработчика);
- при изготовлении продукции (затраты производителя);
- при эксплуатации (затраты потребителя).
Классификация затрат на качество по Фейгенбауму:
1. Затраты на предупреждение дефектов:
а) обучение в области качества;
б) расходы отдела качества;
в) маркетинговые исследования по анализу требований потребителей и оценке уровня качества продукции конкурента;
г) затраты на входной контроль комплектующих и сырья (контроль качества поставщиков);
д) затраты на приобретение и эксплуатацию нового оборудования.
2. Затраты на оценку уровня качества:
а) контроль и испытания (приемочный контроль продукции, сертификация продукции);
б) проверка деятельности по обеспечению качества (затраты на сертификацию системы качества, внешний аудит, внутренняя проверка стабильности технологических процессов).
3. Убытки от брака:
а) дефекты (затраты на производство продукции, в которой при контроле выявлены дефекты);
б) убытки по рекламациям (расходы по претензиям покупателей – гарантийный ремонт, замена дефектной продукции и пр.).
Общие затраты на качество равны сумме затрат на предупреждение дефектов, оценку уровня качества и на устранение последствий выявленных дефектов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.