Для того чтобы синтез произошел, необходимы были длительное сосуществование варваров и римлян и достаточная крепость государства. Последняя в свою очередь напрямую зависела от того, насколько власть будет учитывать интересы и тех, и других. Наиболее дальновидные варварские вожди (такие, как Тео-дорих) старались позиционировать себя как защитников и правителей не только своего народа, но и завоеванных римлян. Теодо-рих активно привлекал на административную службу римскую знать, покровительствовал культуре. Однако и ему в его королевстве не удалось загладить пропасть, отделявшую германцев от местного населения. Во многом ее наличие объяснялось религиозными мотивами: германцы были арианами, а римляне - православными. Проблему религиозного единства государства первым из варварских королей решил вождь франков Хлодвиг.
ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (ВИЗАНТИЯ) В V-IXвв.
Своеобразие социально-политической структуры ранней Византии, Термином Византия11 в историографии принято называть Восточную Римскую империю. Термин этот позднего происхождения, сами византийцы называли себя ромеями (римлянами), а свою страну - империей ромеев.
В состав Византии в V в. входили Балканский полуостров, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, а также опорные владения на южном побережье Крыма и на Кавказе; всего более 750 000 км2. Эта территория была населена разными народами. Больше всего было греков, но кроме них значительную часть населения Византии составляли римляне, копты, евреи, македоняне, илирийцы, фракийцы, готы, армяне, арамеи, сирийцы, арабы. Общая численность населения составляла 50-60 млн человек (для сравнения: население Западной Европы в XIV в. - примерно 25 млн чел.). При этом значительную часть населения составляли горожане (городов в IV в. было более тысячи).
Своеобразие византийской цивилизации состоит в том, что она явилась синтезом трех элементов: традиций римской государственности, традиций античной культуры и православия.
Как непосредственная преемница Римской империи Византия унаследовала политическую систему, сложившуюся в эпоху домината, в том числе административное деление на префектуры, диоцезы и провинции. Во главе государства стоял император, обладавший всей полнотой власти. При нем с правами совещательного органа находился сенат, включавший в себя 2000 членов. Государственная служба делилась на гражданскую, военную, придворную. Центральный аппарат управления составляли магистр оффиций (начальник дворца и дворцовых служб, который ведал внешней политикой, безопасностью императора, полицией, государственной почтой), квестор священного дворца (главный юрист империи, отвечавший за составление и рассылку импера-
От греческой колонии Византии, на месте которой Константином Великим была основана столица Византии Константинополь.
52
53
торских указов), 2 комита финансов и др. Бюрократический аппарат был весьма разветвленным и многочисленным. Одних курьеров во дворце насчитывалось 10 тыс. Армия комплектовалась за счет сыновей ветеранов, имевших земельные наделы, рекрутов, варваров-федератов. Общая численность ее была около 550 тыс. чел. Высшее командование было распределено между пятью магистрами (дробность ослабляла угрозу узурпации).
Византия никогда не знала того культурного упадка, который пережил Запад в эпоху варварских нашествий. Произведения* античных авторов никогда не переставали переписываться и изучаться. Образование было доступным и общераспространенным.
Однако достижения античной культуры стали служить в Византии для выражения нового, христианского мировоззрения. Произошло «воцерковление эллинизма». Термины античной философии стали использоваться в церковном богословии, приемы и правила, выработанные античной риторикой, формировали литературный облик церковной проповеди, поэтика и размеры античного стихосложения оказывали влияние на складывающуюся христианскую гимнографию, а традиции античной живописи и пластики - на иконографию. Молодая христианская культура, культура православной Византии, вбирала в себя лучшие достижения культуры античной.
Церковь имела очень большое влияние на жизнь общества. Богословские споры захватывали не только священнослужителей, но и самые широкие массы населения. В V в. они велись вокруг христологической темы - как правильно исповедовать веру во Христа. Православная вера состояла в том, что Христос есть Богочеловек, что он Сын Божий, ставший Человеком, но не переставший быть Богом, божественная и человеческая природы в нем сочетались во всей полноте - неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Этому противостояла ересь несторианства, отрицавшая божественную природу во Христе, и ересь монофи-зитства, отрицавшая человеческую природу во Христе. Нестори-анство было осуждено на III Вселенском соборе в Эфесе (431 г.), а монофизитство - на IV Вселенском соборе в Халкидоне (451 г.). Однако, несмотря на осуждение, монофизитство продолжало распространяться в Египте и Сирии, что подрывало религиозное единство империи.
Византия при императоре Юстиниане. Самая блестящая эпоха в истории ранней Византии связана с правлением императора Юстиниана (527-565 гг.). Юстиниан был уроженцем глухой иллирийской деревни. Его дядя Юстин пешком пришел из нее в столицу, где сделал карьеру военного, став начальником гвардии. Он вызвал из деревни своего племянника, и тот получил прекрасное образование. Когда Юстин в 518 г. был провозглашен императором, Юстиниан стал его главным приближенным и советником. В 527 г. он был объявлен августом, а после смерти дяди, последовавшей в том же году, стал единовластным правителем государства. Юстиниан вступил на престол зрелым, опытным человеком со сложившимися представлениями о политике и нуждах государства. Основной идеей обширной программы его деятельности стала идея восстановления могущества Римского государства. Для осуществления ее он предпринял следующее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.