Учебная программа по дисциплине "Всеобщая история", страница 13

Пробыв сорок месяцев в Великой Моравии, Кирилл и Мефо­дий отправились в Италию, для рукоположения своих учеников в священный сан. По дороге они посетили Паннонию, где были ра­душно встречены Коцелом, давшим им до пятидесяти учеников, прося братьев научить их славянской азбуке. В Венеции Кириллу и Мефодию пришлось выдержать диспут с противниками бого­служения на славянском языке - так называемыми «трехъязычни-ками», которые считали, что службу можно совершать только на греческом, латинском или древнееврейском. В Риме Кирилл и Мефодий были торжественно встречены, их ученики получили посвящение в священный сан, а деятельность одобрена. Из этого путешествия Константину уже не удалось вернуться. Заболев, он скончался в Риме 14 февраля 869 г., приняв незадолго до кончины монашеский постриг с именем Кирилл. Перед смертью он взял со своего брата обещание, что тот продолжит их общее дело: «Вот.

66


брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну и ту же борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же очень возлюбил гору13, но не смей ради горы оставить учительство, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?»

Мефодий выполнил завет брата. Он стал архиепископом Паннонским и еще 16 лет до самой своей кончины 19 апреля 885 г., несмотря на все гонения и препятствия, продолжал дело сла­вянского христианского просвещения. Положение Мефодия ос­ложнялось тем, что изменилась политическая обстановка в стра­не. Ростислав был побежден, ослеплен и отстранен от власти сво­им соперником Святополком - убежденным противником бого­служения на славянском языке и сторонником союза с восточно-франкским духовенством. При Святополке Мефодий подвергался прямым преследованиям (например, более года провел в заточе­нии в одном из немецких монастырей), но все же окончательно расправиться с ним Святополк не мог: слишком большим автори­тетом пользовался Мефодий. Смерть Мефодия развязала руки Свтополку. Он приказал схватить его учеников и продать их в рабство. Приказ был исполнен, но часть учеников успели спа­стись и укрылись в Болгарии, где были радушно встречены кня­зем Борисом.

Болгария. Как указывалось выше, Болгария возникла в ре­зультате подчинения части южно-славянских племен, расселив­шихся на Балканах, кочевниками болгарами. Первым правителем Болгарии стал хан Аспарух, столицей - г. Плиска. Первоначально болгары составили высший социальный слой возникшего госу­дарства, но очень скоро утратили свой язык и растворились в толще местного славянского населения. Их полукочевой быт не изменил земледельческого хозяйственного уклада славян.

На IX в. приходится эпоха усиления Болгарии. Хан Борис (852-886 гг.), унаследовавший от своих предшественников уже сложившуюся и крепкую, но языческую державу, принимает кре­щение от византийцев и крестит свой народ. В 886 г. он принима­ет монашеский постриг и оставляет трон своему сыну Владимиру (886-893 гг.), попытавшемуся возродить язычество. Борис воз­вращается из монастыря, наносит поражение Владимиру, восста-

13 Имеется в виду монашеская жизнь, которую Мефодий проводил в мо­настыре на горе Олимп в Малой Азии.

67


навливает христианство и передает трон другому своему сыну, Симеону. В правление Симеона (893-927 гг.) Болгария достигла вершины своего могущества и культурного расцвета.

В детстве Симеон получил византийское воспитание (он был заложником в Константинополе), вступив на престол, покрови­тельствовал распространению византийской культуры. Он пере­нес столицу государства из Плиски с ее языческими воспомина­ниями в Преслав. В г. Охриде он поселил бежавших из Великой Моравии учеников Кирилла и Мефодия, и они продолжили там переводческую деятельность славянских первоучителей (наибо­лее выдающимся из них был Климент). Другой переводческий центр сложился в столице, г. Преславе.

Заботу о распространении византийской культуры Симеон сочетал с политическим соперничеством с Византией. Он стре­мился сменить греков болгарами в качестве лидирующего народа в империи. Симеон провозгласил себя царем и вел с Византией успешные войны (он и скончался во время подготовки похода на Константинополь). Однако при его преемниках перевес оказался на стороне Византии. Окончательно Первое Болгарское царство было завоевано византийцами вскоре после поражения, которое нанес болгарам в 1014 г. император Васшгай Болгаробойца (976-1025 гг.).


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Материалы по теме «Древняя Греция»

Греческий историк Плутарх (40-е гг. - после 119 г.) составил 24 сравнительных жизнеописания греческих и римских деятелей. За последовательным изложением биографий следует «сопос­тавление». Плутарх сравнивает личности своих героев и выно­сит своего рода моральный вердикт: в чем они достойны под­ражания, а в чем нет.

С помощью текстов Плутарха перечислите реформы Соло­на и Ликурга. В чем сходство и в чем отличие социально-государственного устройства Афин и Спарты? Какое из них вы­зывает наибольшие симпатии Плутарха?

Плутарх о реформах Ликурга

Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая рав­ным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Со­вет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, ко­торое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и по­рядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддержи­вали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же вре­мя помогали народу хранить отечество от тирании.

В том месте (где происходили народные собрания) не было ни портика, ни каких-либо иных укрытий: по мнению Ликурга, ничто подобное не способствует здравости суждений, напротив -причиняет один только вред, занимая ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того чтобы заниматься делом, разглядывают статуи, картины, проскений те­атра или потолок Совета, чересчур пышно изукрашенный. Нико­му из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суж­дение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари.

Итак, Ликург придал государственному управлению смешан­ный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще че