Свобода совести в СССР

Страницы работы

Содержание работы

План

1.  Введение.

2.  Сборник «На пути к свободе совести».

3.  Православие на Руси.

4.  Декрет об отделении Церкви от государства.

5.  Постанов­ление о религиозных объединениях.

6.  Положение Церкви в годы Великой отечественной войны

7.  Отношение к верующим в послевоенные годы.

8.  Перестройка.

9.  Заключение. Принципы построения отношений Советского государства с Церковью.

«Церковь как живой исторический организм существует уже почти 2000 лет. За это время менялось несколько общественно-политических фор­маций. Мир стал во многих отношениях совершенно иным» [1, с.311]. Изме­нялось и положение господствующей на Руси Православной Церкви за более чем тысяче­лет­нюю её историю. Правильное понимание взаимоотношений Церкви и госу­дарства особенно в недавний, но значимый советский период – это «залог продвижения в будущее. Ибо невозможно разрабатывать и про­во­дить новый курс в области государственно-церковных отношений, не разо­бра­в­шись в том, как складывались эти отношения с момента установления в стра­не власти рабочих и крестьян, чем обуславливалась церковная политика го­су­дарства» [1, с.29]. Все трагические события истории советского народа и в пе­риод культа личности, и в последующие годы непосредственно косну­лись и Церкви и она во всех трудностях «разделила судьбу своего народа» [1, с. 112-113]

Несмотря на то, что менялась и сама Церковь, «основа её жизни – Еван­гелие об Иисусе Христе – осталась неизменной. Созидая себя на этом фундаменте, Церковь переживает тяжелые кризисы каждый раз, когда го­су­дарство с той или иной целью заключает её в свои железные объятия. И каж­дый раз, когда эти объятия ослабевают, Церковь находит силы стать тем, чем она должна быть на земле, – свидетельницей об Иисусе Христе. Для этого следует и самой Церкви (…) осознать себя (…) Народом Божиим, имеющим определённую цель в этом мире: служить Богу и людям, нести свет Еван­ге­лия» [1, с.311].

В сборник «На пути к свободе совести», вышедший в 1989 году в изда­тельстве Прогресс, включены работы широкого круга авторов – представи­те­лей различных исповеданий и последовательных атеистов, – которыми мно­гие факты интерпретируются по-разному. К сожалению, составители сбор­ни­ка не предоставили практически никакой информации об авторах опубли­ко­ван­ных в нем материалов. В небольшой работе, к сожалению, нет возможнос­ти уделить внимание положению всех исповеданий и культов много­нацио­наль­ного советского государства. Но перед всеми стояли в те го­ды во многом схожие вопросы и проблемы.

Не смотря на то, что реферируемый в данной работе сборник рассчитан на широкий круг читателей, в нем есть несколько достаточно серьезных ра­бот, освещающих данную тему. Реализовать на практике провозглашенные руководящей властью принципы свободы совести, свободы самоопределения граждан в вопросах выбора веры или неверия возможно только при наличии соответствующего законодательства. Поэтому за основу изложения факти­чес­кой сторо­ны дела может быть взята статья М.И. Одинцова «Путь длинною в семь деся­ти­ле­тий: от конфронтации к сотруд­ни­честву (государственно-цер­ковные от­но­­ше­ния в истории советского общест­ва). Красной нитью через всю его ра­бо­ту проходит мысль о правильности ленинской по­литики в от­но­шении Церк­ви, её извращении в последующие годы и необхо­димости возв­ра­та к её уста­новкам. Но автором были использованы об­шир­­ные материалы: тру­ды иде­о­ло­гов советского государства и коммунис­ти­ческой партии, архив­ные доку­мен­ты, законодательные сборники.

Из сборника были использованы также статьи свящ. Александра Меня «Религия, культ личности и секулярное государство», А.Р. Бессмертнова «Наци­онализм и универсализм в русском религиозном сознании», Д.Е. Фур­мана «Религия, атеизм и перестройка», В.И. Гараджи «Переосмысление», С.Б. Филатова «Нужна ли нам внутренняя заграница», и беседы с митр. Кру­тиц­ким и Коломенским Ювеналием и митр. Смоленским и Вяземским Ки­рил­лом, расширяющие и поясняющие фактическое положение дел.

Православие «явилось, по сути, основой развития всей нашей циви­ли­зации: литературы, искусства, этики, хозяйственной жизни, правосознания и государственности. (...) Вместе с греческой верой на Русь приходят некие ос­новы правового государства, церковно-канонического права, семьи и школь­ного образования, понятие социального обеспечения (...), новые торговые от­ношения (...); происходит быстрая отмена бытовавших форм рабства». Имен­­но благодаря утверждению православия русский народ обрел свою це­лост­ность и единство [1, с.124].

Из положения господствующей в Российской империи и всячески под­держиваемой государством православная Церковь после установления власти рабочих и крестьян перешла на положение церкви всячески гонимой и унич­то­жа­е­мой. По мере укрепления позиций советской власти все большему при­тес­нению ста­ли подвергаться и другие церкви на территории Советского Со­юза.

Теоретические подходы к решению вопроса о свободе совести в проле­тарском государстве были разработаны его идеологами К.Марксом и Ф.Эн­гельсом. Отделение Церкви от государства рассматривалось как «важнейшее условие и гарантия свободы выбора между верой и неверием для каждого чле­на общества». При этом, как добавляет В.И. Ленин в статье «Со­циализм и религия» (1905 г.) «никакие различия между гражданами в их пра­вах в зави­симости от религиозных верований совершенно недопустимы» [1, с.30].

Уже в 1917 г. Декретом о земле все монастырские и церковные земли передавались в ведение земельных комитетов и советов христианских депу­та­тов. Из монопольного ведения церкви изымались вопросы о регистрации и растор­жении браков, регистрации рождений и смертей. Деятельность в сфере образования пре­до­ставлялось вести Комиссариату народного просвещения.

31 декабря 1917 года в прессе был опубликован проект Декрета о сво­бо­де совести, а затем и ряд материалов, разъясняющих отдельные его поло­же­ния. Ряд важных поправок было внесено в него лично В.И. Лениным. Уже 20 декабря  1918 года СНК утвердил «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных организациях», который получил в истории название «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», принятого 23 I /2 II 1918 года. Поместным Собором РПЦ он был оценен, как «злостное поку­ше­ние на Церковь» [1, с.34].

13 апреля 1918 г. была образована просуществовавшая не больше ме­ся­ца Межведомственная комиссия по про­ведению в жизнь Декрета об отделе­нии Церкви от государства, в состав кото­рой входили представители как нес­кольких комиссариатов, так и Православ­ной, Старообрядческой, Римо- и Гре­­ко-Католической и других Церквей. Для Комиссариата юстиции, реша­ю­щего вопросы проведения политики отделения Церкви вплоть до 1924 года, ко­миссия представителей различных ре­лигиозных организаций была лишь кон­сультативным органом. Относящиеся к этому периоду времени заявления раз­личных Церквей о лояльности к советской власти рассматриваются М.И. Одинцовым как признак нормализации отношений Церкви и государства. Возникавшие трудности в построении этих взаимоотношений объяснялись отсутствием подобного опыта. Ограничения «в правах и характере деятель­но­сти религиозных объеди­нений», касающиеся, прежде всего, пре­достав­ле­ния им статуса юри­дического лица и решения вопроса о церковной собствен­нос­ти, должны были иметь вре­менный характер.

Похожие материалы

Информация о работе