План
1. Введение.
2. Сборник «На пути к свободе совести».
3. Православие на Руси.
4. Декрет об отделении Церкви от государства.
5. Постановление о религиозных объединениях.
6. Положение Церкви в годы Великой отечественной войны
7. Отношение к верующим в послевоенные годы.
8. Перестройка.
9. Заключение. Принципы построения отношений Советского государства с Церковью.
«Церковь как живой исторический организм существует уже почти 2000 лет. За это время менялось несколько общественно-политических формаций. Мир стал во многих отношениях совершенно иным» [1, с.311]. Изменялось и положение господствующей на Руси Православной Церкви за более чем тысячелетнюю её историю. Правильное понимание взаимоотношений Церкви и государства особенно в недавний, но значимый советский период – это «залог продвижения в будущее. Ибо невозможно разрабатывать и проводить новый курс в области государственно-церковных отношений, не разобравшись в том, как складывались эти отношения с момента установления в стране власти рабочих и крестьян, чем обуславливалась церковная политика государства» [1, с.29]. Все трагические события истории советского народа и в период культа личности, и в последующие годы непосредственно коснулись и Церкви и она во всех трудностях «разделила судьбу своего народа» [1, с. 112-113]
Несмотря на то, что менялась и сама Церковь, «основа её жизни – Евангелие об Иисусе Христе – осталась неизменной. Созидая себя на этом фундаменте, Церковь переживает тяжелые кризисы каждый раз, когда государство с той или иной целью заключает её в свои железные объятия. И каждый раз, когда эти объятия ослабевают, Церковь находит силы стать тем, чем она должна быть на земле, – свидетельницей об Иисусе Христе. Для этого следует и самой Церкви (…) осознать себя (…) Народом Божиим, имеющим определённую цель в этом мире: служить Богу и людям, нести свет Евангелия» [1, с.311].
В сборник «На пути к свободе совести», вышедший в 1989 году в издательстве Прогресс, включены работы широкого круга авторов – представителей различных исповеданий и последовательных атеистов, – которыми многие факты интерпретируются по-разному. К сожалению, составители сборника не предоставили практически никакой информации об авторах опубликованных в нем материалов. В небольшой работе, к сожалению, нет возможности уделить внимание положению всех исповеданий и культов многонационального советского государства. Но перед всеми стояли в те годы во многом схожие вопросы и проблемы.
Не смотря на то, что реферируемый в данной работе сборник рассчитан на широкий круг читателей, в нем есть несколько достаточно серьезных работ, освещающих данную тему. Реализовать на практике провозглашенные руководящей властью принципы свободы совести, свободы самоопределения граждан в вопросах выбора веры или неверия возможно только при наличии соответствующего законодательства. Поэтому за основу изложения фактической стороны дела может быть взята статья М.И. Одинцова «Путь длинною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества). Красной нитью через всю его работу проходит мысль о правильности ленинской политики в отношении Церкви, её извращении в последующие годы и необходимости возврата к её установкам. Но автором были использованы обширные материалы: труды идеологов советского государства и коммунистической партии, архивные документы, законодательные сборники.
Из сборника были использованы также статьи свящ. Александра Меня «Религия, культ личности и секулярное государство», А.Р. Бессмертнова «Национализм и универсализм в русском религиозном сознании», Д.Е. Фурмана «Религия, атеизм и перестройка», В.И. Гараджи «Переосмысление», С.Б. Филатова «Нужна ли нам внутренняя заграница», и беседы с митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием и митр. Смоленским и Вяземским Кириллом, расширяющие и поясняющие фактическое положение дел.
Православие «явилось, по сути, основой развития всей нашей цивилизации: литературы, искусства, этики, хозяйственной жизни, правосознания и государственности. (...) Вместе с греческой верой на Русь приходят некие основы правового государства, церковно-канонического права, семьи и школьного образования, понятие социального обеспечения (...), новые торговые отношения (...); происходит быстрая отмена бытовавших форм рабства». Именно благодаря утверждению православия русский народ обрел свою целостность и единство [1, с.124].
Из положения господствующей в Российской империи и всячески поддерживаемой государством православная Церковь после установления власти рабочих и крестьян перешла на положение церкви всячески гонимой и уничтожаемой. По мере укрепления позиций советской власти все большему притеснению стали подвергаться и другие церкви на территории Советского Союза.
Теоретические подходы к решению вопроса о свободе совести в пролетарском государстве были разработаны его идеологами К.Марксом и Ф.Энгельсом. Отделение Церкви от государства рассматривалось как «важнейшее условие и гарантия свободы выбора между верой и неверием для каждого члена общества». При этом, как добавляет В.И. Ленин в статье «Социализм и религия» (1905 г.) «никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно недопустимы» [1, с.30].
Уже в 1917 г. Декретом о земле все монастырские и церковные земли передавались в ведение земельных комитетов и советов христианских депутатов. Из монопольного ведения церкви изымались вопросы о регистрации и расторжении браков, регистрации рождений и смертей. Деятельность в сфере образования предоставлялось вести Комиссариату народного просвещения.
31 декабря 1917 года в прессе был опубликован проект Декрета о свободе совести, а затем и ряд материалов, разъясняющих отдельные его положения. Ряд важных поправок было внесено в него лично В.И. Лениным. Уже 20 декабря 1918 года СНК утвердил «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных организациях», который получил в истории название «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», принятого 23 I /2 II 1918 года. Поместным Собором РПЦ он был оценен, как «злостное покушение на Церковь» [1, с.34].
13 апреля 1918 г. была образована просуществовавшая не больше месяца Межведомственная комиссия по проведению в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства, в состав которой входили представители как нескольких комиссариатов, так и Православной, Старообрядческой, Римо- и Греко-Католической и других Церквей. Для Комиссариата юстиции, решающего вопросы проведения политики отделения Церкви вплоть до 1924 года, комиссия представителей различных религиозных организаций была лишь консультативным органом. Относящиеся к этому периоду времени заявления различных Церквей о лояльности к советской власти рассматриваются М.И. Одинцовым как признак нормализации отношений Церкви и государства. Возникавшие трудности в построении этих взаимоотношений объяснялись отсутствием подобного опыта. Ограничения «в правах и характере деятельности религиозных объединений», касающиеся, прежде всего, предоставления им статуса юридического лица и решения вопроса о церковной собственности, должны были иметь временный характер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.