С первых лет существования СССР не был создан единый орган, планомерно проводящий в жизнь государственную политику в церковных вопросах. В каждой союзной республике действовали свои законы, регламентирующие деятельность религиозных организаций. На первое место в деле осуществления церковной политики, надзора за деятельностью религиозных организаций, их регистрации и учета, выдвигается Народный Комиссариат Внутренних Дел. Первая, но неудачная попытка создания общесоюзного закона о религиозных культах предпринимается в 1926-1927 годах [1, с.39]. В формулировках его проектов уже наблюдается отход от положений ленинского Декрета. Предусматривался запрет даже на частное (семейное) религиозное обучение граждан. Планировалось запретить деятельность религиозных обществ, действовавших наравне с другими частными, культурными и научными обществами.
К 1929 году укрепляется мнение о ненужности единого союзного законодательства о культах и достаточности соответствующих республиканских актов. 8 апреля 1929 г. Президиумом ЦИКа РСФСР принимается «Постановление о религиозных объединениях», которое, подвергаясь некоторым уточнениям и дополнениям, является действующим и сегодня [1, с.42]. «По словам Константина Харчева, председателя Совета по делам религий, это сталинское законодательство попрало декрет об отделении Церкви от Государства и установило «полную зависимость церкви от власти» [1, с.106].
По мере укрепления политики культа личности Сталина вводятся все новые нормы, ограничивающие деятельность религиозных организаций, нарушение которых влекло за собой угрозу административного и уголовного наказания. Все громче раздаются призывы бороться с религией не как с «отвлеченной идеей о Боге», а как с «контрреволюционной силой» [1, с.42]. Все больше внимания уделяется атеистической пропаганде. В то же время, внесенные в мае 1929 года изменения в 4-ю статью Конституции РСФСР отвергали саму законную возможность пропаганды религиозной.
Массовое закрытие храмов повлекло волну возмущений, доходящих местами до вооруженных столкновений с охранниками правопорядка. Борьба с религией становится самоцелью. Приоритет в оценке её эффективности сводится к количественным показателям. Масла в огонь антицерковной кампании подлило постановление ЦИКа и СНК СССР от 11 февраля 1930 года «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» [1, с.48]. Комиссией ВЦИКа по культовым вопросам, возглавляемой П.Г. Смидовичем, в апреле 1930 года было принято постановление о незаконности раскулачивания, ссылки и привлечения к трудовой повинности служителей культа только на основании их принадлежности к этой группе общества. В какой то степени упомянутой комиссии удалось изменить ситуацию к лучшему. В мае 1934 г. эта комиссия была преобразована в союзную. На первом же её заседании было признано необходимым «введение единой политики и единых методов в работе культовых комиссий союзных республик» и принятие общесоюзного закона о религиозных культах [1, с.52].
Благодаря изменениям, внесенным в 124 статью Конституции СССР 1936 г. за гражданами страны признавалось право лишь свободного отправления религиозных культов и антирелигиозной пропаганды. Возможность свободной религиозной пропаганды откланялась.
Согласно данным, приведенным главой всесоюзной комиссии по культовым вопросам П.А. Красиковым, число зданий, использовавшихся в религиозных целях по сравнению с дореволюционными показателями составляло к 1935 году в целом по СССР 28,5 %, в том числе в Российской федерации – 35,6 %, в Украинской ССР – 9 %, в Азербайджанской ССР – 4,5 %, в Армянской ССР – 6,4 %, в Узбекской ССР – 31 %, в Белоруссии – 10,9 % [1, с.54].
Комиссия по культовым вопросам была ликвидирована в 1938 году. Этот необдуманный шаг стал «следствием потери чувства реальности при оценке религиозности населения; упрощенного представления о причинах и темпах секуляризации советского общества; утвердившихся представлениях о религиозных организациях и духовенстве как политических противниках социализма» [1, с.56]. Это повлекло за собой упразднение самой возможности контактов между правительством страны и религиозными организациями.
В условиях начавшейся Великой Отечественной войны, когда из недавно присоединенных к СССР республик, на территории которых осталось множество храмов, было эвакуировано мирное население, «резко обострилось противоречие между возросшей потребностью в удовлетворении гражданами своих религиозных чувств и реальными крайне незначительными возможностями для этого» [1, с. 56].
Не только Православная, но и другие Церкви, действовавшие на территории Советского Союза, активно включились в патриотическую работу, призывая своих чад к исполнению долга перед отечеством, собирая немалые средства на нужды армии и благотворительность. В рядах верующих росла убежденность в том, что государство должно пойти по пути нормализации отношений с Церковью. И действительно, были сняты ограничения на культовую деятельность религиозных организаций, на массовые богослужения и церемонии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.