В 1975 году был издан указ Президиума ВС СССР, вносящий изменения и дополнения в постановления ВЦИКа и СНК РСФСР от 4 IV 1929 г. «О религиозных культах». Он расширял возможности церквей в удовлетворении религиозных потребностей верующих. В течении двух лет аналогичные постановления были приняты руководящими органами союзных республик [1. с. 67]. Изменения были внесены и в новую Конституцию СССР 1977 года. При её обсуждении, как вспоминает митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «в 52-й статье появилось очень вдохновляющее нас слово «гарантии» в отношении свободы совести, но при ее утверждении в отличие от законов в других областях жизни страны закон о свободе совести, о религиозных культах не изменился» [1. с.115]. Вновь были расширены полномочия Совета по делам религии при Совмине СССР. По мнению М.И. Одинцова все эти меры стали следствием того, что «существование и деятельность религиозных объединений начали рассматриваться как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания», как одной из составляющих комплекса прав человека [1. с.66-67]. Однако на практике реализация этих мер в условиях эпохи «застоя» наталкивалась на упорное сопротивление.
Стоит отметить, что в советский период верующие были практически лишены элементарных источников информации о жизни своих Церквей, «всего, что способствует религиозно-нравственному просвещению, даже своих основополагающих книг, например, Библии» [1, с.110]. Так, А.Р. Бессмертный приводит интересные данные о том, что с 1917 по 1988 годы РПЦ не было разрешено переиздать Библию и богослужебные тексты ни на одном языке нерусского православного населения страны [1, с.167]. «Памятник мировой культуры, лежащий в основе культуры не только русского, но и многих других народов, не имел в нашей стране академического издания» [1, с. 265].
Кардинальные, смелые и для многих неожиданные перемены в истории Советского Союза и переоценке ценностей общественной жизни страны начались весной 1985 года с началом перестройки, которую митр. Кирилл охарактеризовал, как, прежде всего, этическую концепцию, в центре которой находится человек [1, с.119]. Изменилось отношение не только к Православной, но и к другим Церквям. Митр. Ювеналий отмечает, что Церковь по-прежнему должна была руководствоваться в своей деятельности «устаревшим законом» 1929 года о религиозных культах, но в действительности она жила в тот период «как бы вне этих законов» на практике предвосхищая новое законодательство [1. с.115].
Как власти, так и общество пришли к выводу, что «не административные манипуляции и не обожествление власти, а нравственный рост людей являются решающим фактором во всех сферах жизни». Обращение к такому источнику, как религия, «может сыграть немалую роль в нравственном оздоровлении: в семейных и национальных отношениях, в этике труда, в хозяйстве, в экологии, милосердии» [1, с.110].
Еще одним заметным не только в религиозно-церковной, но и в общественно-политической жизни страны событием стало всенародное празднование 1000-летия Крещения Руси. Проведение юбилейных мероприятий в июне 1988 года на самом высоком уровне стало свидетельством перестройки и государственно-церковных отношений. В этот период «мы почувствовали, – вспоминает митр. Ювеналий, – что в обществе очень благоприятное отношение к Церкви, к религиозным ценностям и нашему духовному наследию» [1. с.112-113]. Однако даже в этот период новое законодательство о религиозных культах только широко обсуждалось, но так и не было принято.
Как отмечает священник Александр Мень, продолжительному и болезненному расколу общества по религиозному принципу была «вновь противопоставлена идея секулярного государства, равно защищающего права буддиста и кришнаита, агностика и баптиста. В обществе, где живут многие народы и существуют десятки миллионов верующих, иного пути, очевидно, быть не должно» [1, с.109-110].
Подводя итог приведенным в данной работе историческим фактам и некоторой их оценке можно сказать, что практика решения церковных проблем во все годы советской власти опиралась на стереотипы, сформировавшиеся еще в 20–30-е годы:
1) религиозная жизнь представлялась как процесс угасания;
2) достижение кризиса религии сводилось преимущественно к количественным показателям;
3) отрицалось наличие общественных предпосылок развития религий;
4) приоритетным в церковно-государственных отношениях считался путь административно-командного регулирования;
5) выдвигался принцип «достаточности» числа зарегистрированных обществ ведущей конфессии каждого региона;
6) были абсолютизированы методы атеистической пропаганды и воспитания [1. с.66].
Ленинский декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» должен был создать новые условия отношений между ними. Известно, что «не всегда эти отношения складывались нормально. Но сама жизнь, история объединила верующих и неверующих как граждан советской страны, патриотов в годы испытаний Великой Отечественно войны, и в создании социалистического общества, и в борьбе за мир» (из выступления М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной Партконференции) [1. с.68].
Литература
1. На пути к свободе совести. Прогресс, М., 1989.
2. Филиппов Б.А. Дополнения к курсу Истории России XX века. Курс лекций. ПСТБИ, М., 2002.
3. Цыпин В. Прот. Церковное право. Курс лекций. Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ. М. 1994.
Тема: Свобода совести в СССР
Оценка – 4.
Тема раскрыта достаточно. Однако, не смотря на наличие плана, текст почти не структурирован, а научный аппарат представлен только списком литературы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.