Рационализм в философии Нового времени. Отношение Гегеля к предшествующей философии. Современный экзистенциализм и его основные представления

Страницы работы

Содержание работы

1.  Термином Рационализм(от лат. ratio – разум) в ши­роком смысле сло­ва обозначается «определенная общая ориента­ция и стилистика мышле­ния, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Пла­то­на вплоть до первой трети – середины 19 в. со свойствен­ными ей установ­ками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внут­рен­ней ло­гики и гармонии, а также убеждением в способностях разума по­стичь этот мир и устроить его на разумных началах» [1, с.875].

В узком же смысле слова – это «це­лостная гносеологическая концеп­ция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания» [1, с.876]. В таком смысле можно говорить о рационализме в философии Нового времени. В 17–18 ве­ках рационализм подвергается систематизации во взглядах Декарта, Спино­зы, Лейбница и других его представителей. Рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления совре­менной философии, которые зависят от философии рационализма: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм.

Рационализм утверждался главным образом под влиянием развития ма­тематики и естествознания. Однако его истоки можно обнаружить уже в Ра­ботах Сократа, полагавшего, что в осно­ве поведения людей должно лежать раци­ональное начало и, соответственно, знание о том, как необходимо посту­пать, является в данном случае достаточ­ным условием нормативного пове­дения (этический рационализм).

Характерной чертой рационализма является резкое противопоставле­ние разума, как источника научного знания и критерия его истинности, опы­ту и чувствам. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство, против разума нельзя «апеллировать» ни к какой «высшей ин­стан­ции». Представи­те­ли этого направления не отвергли в принципе ро­ли опыта и чувственного по­зна­ния в качестве механизмов свя­зи разума с ми­ром, но с их помощью счита­ли невозможным получение без­ус­ловно досто­вер­ного знания. Сам разум понимался ими, как особая, универсальная и не­обходимая логическая система в виде неких правил, определяющих нашу по­знаватель­ную способность. Эта способ­ность представлялась врож­ден­ной. Не­ис­тинные же знания возникают в силу подверженности человечес­кой души влия­нию со стороны ее эмоционального и волевого начал – «страс­тей» этой души, кото­рые «искажают истину в угоду чувствам и неправильно сформу­ли­­ро­ванным волей целям и задачам» [1, с.876].

В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отож­де­ствлялось с математикой и естественными науками. «Научным» называют то, что может быть представлено с помощью математического и естественно­на­уч­ного языка. Позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что для науки не важно, ценны ли с этической точки зрения пред­меты и результаты ее исследований.

К философским направлениям противостоящим рационализму – ро­ман­тизму, иррационализму, философии жизни – принадлежат такие мыслители, как Шопенгауэр, Кьёр­кегор, Ницше, Бергсон, Дильтей. Зачастую в своих рас­суждениях они сами «невольно попадают в плен к рационализму».

Религиозным рационализмом называют апогей теологии Просвещения 18 в. В нем традиционное учение об откровении полностью интерпретирует­ся с позиций истин разума.

2.  Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831) – академический фи­ло­соф, который всю жизнь посвятил преподаванию и писал философские ра­бо­ты. Еще во время учебы в гимназии Гегель увлекся античностью, что впо­следствии сказалось на его становлении как философа. Он получил богосло­вское образование, защитил магистерскую диссер­та­­цию по церковной исто­рии, но от духовной карьеры отказался. Через приз­му религи­озной точки зре­ния он смотрит на многие другие миро­воз­зре­нческие проблемы. В молодости он сильно тяготел к мис­ти­цизму, и в некотором отно­ше­­нии его поздние взгля­ды можно рассмат­ри­вать, как интеллектуализацию то­го, что вначале пред­стало перед ним в мис­ти­­ческой форме, как прозрение.

Свой труд «Энциклопедии философских наук» Гегель пишет в период преподавания в Геттингентском университете. Эта работа состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа». «Наука логики» – не учебник. Это труд, включающий в себя «ос­новные методо­ло­ги­ческие принципы его философии, которые затем будут развиваться и разра­ба­ты­ваться в других книгах. Ядро всей философии содер­жится именно в «На­уке логики» Гегеля» [2].

На первых страницах «Науки логики» в главе «Об отношении мысли к объективности» Гегель показывает отличие сво­ей философии от пред­шеству­ю­щих философских систем, прежде всего, фи­ло­софии Канта, Фихте и Шел­линга. Он раскрывает те идеи, которые заимство­вал у этих философов, и то, в чем он с ними не согласен.

Для понимания отношения Гегеля к предшествующие философии необ­ходимо отметить, что он подметил очевидную истину: всегда развитие чело­веческой мысли происходит путем разрешений противоречий. Например, не­ко­торую мысль, возникшую в уме одного мудреца, другой впослед­с­т­вии опро­вергает, выдвигая противоположную мысль. Обычно считалось, что воз­никающее, таким образом, противоречие между этими мыслителями ре­ша­ется в пользу одного или другого утверждения. Гегель выдвигает понятие «сня­тие» – одно из самых сложных в его философии, означающее такую «опе­­рацию» с противоположными взглядами, в результате которой противо­речие не ис­чезает, но, переходя на другой уровень, – разрешается и возникает неко­то­рое единство.

Гегель, сам того не признавая, как бы начинает философию с нуля. Он считает, что его философия совершенна и является абсолютно истинной. Но он не противопоставляет свою философию предшествующим философским учениям, показывая, что все эти философские системы и мнения в той или иной мере отражали ту или другую сторону объективности. Гегель, с его точ­ки зрения, лишь увидел эту односторонность предыдущих философий и, сое­динив в своей философии все эти противоположности, «снял» противоречия в своей системе.

В своих лекциях по истории философии Гегель раскры­ва­ет развитие сво­ей собственной философской концепции, показывая, как взгляды других философов способствовали тому, чтобы философия достигла объективной истины в системе Гегеля. Нужно отметить, что гегелевская фи­ло­софия дейст­ви­тельно оказала серьезное влияние на последующую фило­соф­скую мысль.

3.  Экзистенциализм (позднелат. – ex(s) istentia – существование) или фи­­ло­софия существования – одно из крупнейших направлений философии XX века, утвердившееся в Европе в период между двумя мировыми войнами и ос­­та­вавшееся до конца 60-х годов минувшего века своего рода модой. «Сле­дует различать экзистенциализм, как собственно философское тече­ние, (...) и сами экзистенциаль­ные тематику и умонастроения, которые, будучи со­природ­ны­ми духовным исканиям человека, его поискам смысла жизни, са­мо­опреде­ле­ния и собственно человече­ских способов самоосуществления в ми­ре, всегда были широко представлены в культуре в ее различных историчес­ких, наци­о­нальных и художественных формах [1, с.1307]. Экзистенциализм распадается на учения, расходящиеся между собой по тем или иным пунктам, и лишь об­щая их черта может быть обозначена как философия существова­ния.

КьеркегорОсновополагающими для экзистенциализма стали тру­ды Серена Кьеркегора (1813-1855). При жизни этот датский протестантский философ почти не пользовался влиянием. Он не создал системы в собственном смысле слова. Резко вы­с­ту­пая против гегелевской философии, он отрицает возмож­ность снять в высшем рациональном синтезе противополож­ность тезиса и антитезиса. Он утверждает приоритет существования перед сущностью и, видимо, первым придает слову «существование» «экзис­тен­ци­алистский» смысл.

Важной для экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Повли­я­ла на экзистенциализм явно и философия жизни. Он продолжает ее актуа­лизм, анализ времени, критику рационализма и часто критику естественных наук. Значительными авторитетами для экзистенциалистов являются Ницше, Бергсон, Дильтей.

Говоря о причинах, породивших экзистенциализм, стоит вспомнить си­туацию того времени в Европе: потеря европейскими народами свободы про­я­вилась в господстве тота­литарных режимов, общий  кри­зис, поиски ответов на вопросы о смысле жизни. «В экзистенциализме от­разился кризис роман­тического опти­миз­ма, гарантировавшего именем Абсо­лют­ного Разума гума­низм, осмыслен­ность истории, стабильные ценности и необратимый про­гресс» [3, с.398].

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
148 Kb
Скачали:
0