1. Термином Рационализм(от лат. ratio – разум) в широком смысле слова обозначается «определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети – середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах» [1, с.875].
В узком же смысле слова – это «целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания» [1, с.876]. В таком смысле можно говорить о рационализме в философии Нового времени. В 17–18 веках рационализм подвергается систематизации во взглядах Декарта, Спинозы, Лейбница и других его представителей. Рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм.
Рационализм утверждался главным образом под влиянием развития математики и естествознания. Однако его истоки можно обнаружить уже в Работах Сократа, полагавшего, что в основе поведения людей должно лежать рациональное начало и, соответственно, знание о том, как необходимо поступать, является в данном случае достаточным условием нормативного поведения (этический рационализм).
Характерной чертой рационализма является резкое противопоставление разума, как источника научного знания и критерия его истинности, опыту и чувствам. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство, против разума нельзя «апеллировать» ни к какой «высшей инстанции». Представители этого направления не отвергли в принципе роли опыта и чувственного познания в качестве механизмов связи разума с миром, но с их помощью считали невозможным получение безусловно достоверного знания. Сам разум понимался ими, как особая, универсальная и необходимая логическая система в виде неких правил, определяющих нашу познавательную способность. Эта способность представлялась врожденной. Неистинные же знания возникают в силу подверженности человеческой души влиянию со стороны ее эмоционального и волевого начал – «страстей» этой души, которые «искажают истину в угоду чувствам и неправильно сформулированным волей целям и задачам» [1, с.876].
В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками. «Научным» называют то, что может быть представлено с помощью математического и естественнонаучного языка. Позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что для науки не важно, ценны ли с этической точки зрения предметы и результаты ее исследований.
К философским направлениям противостоящим рационализму – романтизму, иррационализму, философии жизни – принадлежат такие мыслители, как Шопенгауэр, Кьёркегор, Ницше, Бергсон, Дильтей. Зачастую в своих рассуждениях они сами «невольно попадают в плен к рационализму».
Религиозным рационализмом называют апогей теологии Просвещения 18 в. В нем традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.
2. Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831) – академический философ, который всю жизнь посвятил преподаванию и писал философские работы. Еще во время учебы в гимназии Гегель увлекся античностью, что впоследствии сказалось на его становлении как философа. Он получил богословское образование, защитил магистерскую диссертацию по церковной истории, но от духовной карьеры отказался. Через призму религиозной точки зрения он смотрит на многие другие мировоззренческие проблемы. В молодости он сильно тяготел к мистицизму, и в некотором отношении его поздние взгляды можно рассматривать, как интеллектуализацию того, что вначале предстало перед ним в мистической форме, как прозрение.
Свой труд «Энциклопедии философских наук» Гегель пишет в период преподавания в Геттингентском университете. Эта работа состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа». «Наука логики» – не учебник. Это труд, включающий в себя «основные методологические принципы его философии, которые затем будут развиваться и разрабатываться в других книгах. Ядро всей философии содержится именно в «Науке логики» Гегеля» [2].
На первых страницах «Науки логики» в главе «Об отношении мысли к объективности» Гегель показывает отличие своей философии от предшествующих философских систем, прежде всего, философии Канта, Фихте и Шеллинга. Он раскрывает те идеи, которые заимствовал у этих философов, и то, в чем он с ними не согласен.
Для понимания отношения Гегеля к предшествующие философии необходимо отметить, что он подметил очевидную истину: всегда развитие человеческой мысли происходит путем разрешений противоречий. Например, некоторую мысль, возникшую в уме одного мудреца, другой впоследствии опровергает, выдвигая противоположную мысль. Обычно считалось, что возникающее, таким образом, противоречие между этими мыслителями решается в пользу одного или другого утверждения. Гегель выдвигает понятие «снятие» – одно из самых сложных в его философии, означающее такую «операцию» с противоположными взглядами, в результате которой противоречие не исчезает, но, переходя на другой уровень, – разрешается и возникает некоторое единство.
Гегель, сам того не признавая, как бы начинает философию с нуля. Он считает, что его философия совершенна и является абсолютно истинной. Но он не противопоставляет свою философию предшествующим философским учениям, показывая, что все эти философские системы и мнения в той или иной мере отражали ту или другую сторону объективности. Гегель, с его точки зрения, лишь увидел эту односторонность предыдущих философий и, соединив в своей философии все эти противоположности, «снял» противоречия в своей системе.
В своих лекциях по истории философии Гегель раскрывает развитие своей собственной философской концепции, показывая, как взгляды других философов способствовали тому, чтобы философия достигла объективной истины в системе Гегеля. Нужно отметить, что гегелевская философия действительно оказала серьезное влияние на последующую философскую мысль.
3. Экзистенциализм (позднелат. – ex(s) istentia – существование) или философия существования – одно из крупнейших направлений философии XX века, утвердившееся в Европе в период между двумя мировыми войнами и остававшееся до конца 60-х годов минувшего века своего рода модой. «Следует различать экзистенциализм, как собственно философское течение, (...) и сами экзистенциальные тематику и умонастроения, которые, будучи соприродными духовным исканиям человека, его поискам смысла жизни, самоопределения и собственно человеческих способов самоосуществления в мире, всегда были широко представлены в культуре в ее различных исторических, национальных и художественных формах [1, с.1307]. Экзистенциализм распадается на учения, расходящиеся между собой по тем или иным пунктам, и лишь общая их черта может быть обозначена как философия существования.
Основополагающими для экзистенциализма стали труды Серена Кьеркегора (1813-1855). При жизни этот датский протестантский философ почти не пользовался влиянием. Он не создал системы в собственном смысле слова. Резко выступая против гегелевской философии, он отрицает возможность снять в высшем рациональном синтезе противоположность тезиса и антитезиса. Он утверждает приоритет существования перед сущностью и, видимо, первым придает слову «существование» «экзистенциалистский» смысл.
Важной для экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Повлияла на экзистенциализм явно и философия жизни. Он продолжает ее актуализм, анализ времени, критику рационализма и часто критику естественных наук. Значительными авторитетами для экзистенциалистов являются Ницше, Бергсон, Дильтей.
Говоря о причинах, породивших экзистенциализм, стоит вспомнить ситуацию того времени в Европе: потеря европейскими народами свободы проявилась в господстве тоталитарных режимов, общий кризис, поиски ответов на вопросы о смысле жизни. «В экзистенциализме отразился кризис романтического оптимизма, гарантировавшего именем Абсолютного Разума гуманизм, осмысленность истории, стабильные ценности и необратимый прогресс» [3, с.398].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.