Между отдельными представителями экзистенциализма существуют глубокие, существенные различия. Однако можно выделить следующие общие отличительные признаки различных течений философии существования:
а) Все направления исходят из так называемого «экзистенциального» переживания, которое, правда, у разных мыслителей выглядит по-разному.
б) Главным предметом исследования для экзистенциалистов является так называемая «экзистенция» (Existenz - существование). Речь идет о специфическом способе бытия человека. Только человек обладает экзистенцией, или он и есть экзистенция. Сущность человека – есть его экзистенция или следует после неё. Человека экзистенциалисты чаще называют «Dasein» – тут-бытие, присутствие, «экзистенция», «Я», «бытие-для-себя».
в) Экзистенция понимается актуалистически. Она создает сама себя в свободе, становится. Она есть проект. Экзистенция совпадает с временностью.
Можно выделить три характеристики реальности, указываемые экзистенциалистами:
1) центральное положение экзистенции, как способа бытия такого конечного сущего, как человек;
2) экзистенция соотносится с трансценденцией бытия;
3) возможность, как образующий принцип экзистенции.
Экзистенция указывает на конечность существования, она есть возможность, «быть». Экзистенция – не сущность, не что-то, предопределенное от природы и неизменное. Человек для экзистенциализма – конечное существо, «заброшенное в мир». Это не объект, иллюстрирующий теорию, не момент всепостигающего Разума, не выводится из Системы. Человек есть то, чем он решил быть. Его существование – неопределенная проблематичность, риск, решимость, шаг вперед.
г) Экзистенциалисты рассматривают человека, как чистую субъективность, которая понимается в творческом смысле: человек свободно создает себя самого, он есть его свобода.
д) Но человек не замкнут в самом себе – он существенным образом связан с миром и с другими людьми. С одной стороны, человеческая экзистенция предстает, как включенная в мир и человек всегда связан с определенной ситуацией, а с другой стороны, существует особая связь между людьми, которая, как ситуация, образует собственное бытие экзистенции.
е) Все экзистенциалисты отвергают разделение на субъект и объект и отрицают интеллектуальное познание в философии. Разум не дает подлинного познания – действительность должна переживаться зачастую через страх, испытываемый человеком, сознающим свою конечность и хрупкость своего положения в мире.
Жан-Поль Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» классифицировал всех философов-экзистенциалистов. Эта классификация получила признание, так как она помогает ответить на некоторые вопросы.
1) Атеистический экзистенциализм. Основные его представители:
Мартин Хайдеггер (1889-1976) был послушником у иезуитов. Учился, защитив диплом у Риккерта. Под руководством Гуссерля защитил диссертацию об учении о категориях Дунса Скотта (1916). Приглашен в качестве профессора в Марбург. В 1927 г. издает первую часть своего важнейшего труда – «Бытие и время». С 1928 г. он продолжил свою педагогическую деятельность во Фрейбурге.
В начале 1930-х годов происходит «поворот» в философствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти путем осмысления бытия как истины. Мысль в его лекционных курсах «О существе человеческой свободы» (1930), «Бытие и истина» (1933-34) движется вокруг «истинствования» человека в «просвете свободы».
В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше, Хайдеггер исследует явление «нигилизма», как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бессмысленному покорению земли в борьбе за мировое господство, в конечном счете, к её опустошению. Он обращается к поэзии и искусству, как «хранителям бытия» и «собеседникам» философии. Французской оккупационной администрацией в 1945 г. он был лишен права преподавания. В дальнейшем было прочитано лишь несколько курсов и семинаров.
Отдельные темы и приемы его мысли разрабатывают как его ученики (Х. Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида). Современная этика, политология, богословие и в том числе православное (Х. Яннарас), публицистика проникнуты идеями Хайдеггера. Важность его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес.
Жан-Поль Сартр (1905-1980) своей славой в нефилософских кругах обязан своим блестящим романам и пьесам. Но он автор ряда строго философских трудов, из которых самым содержательным, но трудным можно назвать «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии» (1943). Философия Сартра в явной зависимости от Хайдеггера. Среди всех философов он единственный открыто признает себя экзистенциалистом и является самым близким к философии бытия. Его система строится строго логично, рационалистично. В большей степени его интересы лежат в области антропологии, основывающейся на онтологии. Его мысль вращается вокруг теологических проблем, атеистически истолкованных.
К этому направлению так же относятся Альбер Камю (1913–1960) и Морис Мерло-Понти (1908–1961).
2) Религиозный экзистенциализм. Среди последователей этого направления:
Карл Ясперс (1883–1969) – немецкий философ, психиатр. Основные его труды: «Философия» (1932), «Истоки и цель истории» (1949), «Великие философы» (1957). Важнейшую задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» – различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией видится человеком в ситуациях, называемых пограничными (страдание, борьба, смерть).
Габриеля Марселя (1889–1973) – французский философ, драматург и литературный критик. Его можно назвать основоположником католического экзистенциализма. Для его философии характерно противопоставление двух понятий – проблемы (характеризует «мир объективности») и таинства (описывается сферой «существования»). Подлинный мир бытия противостоит неподлинному миру обладания. «Таинство» (интуитивное постижение) противополагается «проблеме» (рациональному познанию).
К началу 10-х годов XX века относятся написанные в экзистенциалистском ключе работы русских философов Николая Бердяева (1874–1948) и Льва Шестова (1866–1938). Однако сами себя они экзистенциалистами не считали.
Среди испанских мыслителей выделяются относящийся к предшественникам экзистенциализма Мигель де Унамуно (1864–1936) и Ортега-и-Гасет (1883–1955). Наиболее видным представителем экзистенциализма в Италии является Никколо Аббаньяно (1901–1977).
«Осуществляя свои исследования на самых разных материалах, экзистенциалисты предложили оригинальные и масштабные варианты онтологии и антропологии, концепции истории и методологии ее познания, они оставили большое количество социально-политических работ и исследований в области истории философии, литературы, искусства, языка и др. Философские и методологические достижения экзистенциализма не ушли в прошлое (…) Будущая философия (…) уже не сможет двигаться, не учитывая пространство, контуры которого и основные пунктиры движения (…) в котором намечены экзистенциализмом» [1, с.1307].
Литература
2. Лега В.П. Современная западная философия. Лекции. ПСТБИ, М., 1999.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.