При обзоре церковной истории невозможно не коснуться событий, происходивших в Константинополе летом 1054 года, потому что последствия их оказались намного серьезнее, чем могли себе представить их участники и современники. В исторической литературе эти события характеризуются неоднозначно. Нередко их называют «разделением Церквей» Востока и Запада, или «великим церковным расколом». В соответствии с такой оценкой время предшествующее этим событиям называют «эпохой неразделенной Церкви».
С «западной» точки зрения события 1054 года чаще всего характеризуются как «разрыв» Поместных Церквей Востока с Римом (или иначе — «схизмой», то есть неправомерным самоотделением от Рима). С «восточной» точки зрения эти же события, напротив, характеризуются как отпадение Рима от Вселенского церковного единства, от Православия. (Впрочем, среди католических исследователей можно найти таких, которые в конфликте 1054 года более склонны к оправданию Константинополя, а среди православных историков — склоняющихся более к оправданию Рима).
Получившие такую противоречивую оценку историков прискорбные события 1054 года имеют огромную литературу, в которой рассматриваются самые мельчайшие подробности происшедшего, разбираются предшествовавшие этому событию обстоятельства, учитываются всевозможные особенности исторического развития народов Востока и Запада, подробно анализируются последствия этого страшного церковного конфликта. Полемическая литература с той и другой стороны сказала, кажется, все, что могла сказать, опираясь на исторический источники и свидетельства.
Но при всем обилии многообразных исторических исследований, посвященных событиям 1054 года, обычно упускается из виду главное — литургическая сторона происшедшего. А она для церковной жизни и церковной истории имеет самое существенное значение.
В 1054 году от папы Римского Льва IX (1048–1054) в Константинополь прибыла представительная делегация, которой предстояло разрешить целый ряд сложнейших церковно-дипломатических проблем. Возглавлял делегацию кардинал Гумберт, сопровождали его канцлер папского престола Фридрих и архиепископ Петр из Амальфии.
Легаты папы привезли в Константинополь письма императору Константину IX Мономаху и патриарху Константинопольскому Михаилу Керулларию (1043–1058). Однако эти письма написаны были самим Гумбертом, поскольку папа Лев IX находился уже в плену у норманнов, посягнувших на вотчины святого престола (в плену он сохранил определенную свободу действий, но подписывать официальные бумаги не мог). На фоне углублявшихся политических проблем между Константинополем и Римом, папский престол исподволь настаивал на церковной подчиненности Константинополя Риму.
Но Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий, ознакомившись с папскими посланиями, стал сомневаться в их подлинности, поскольку Лев IX был ему известен как человек стремящийся к мирному урегулированию спорных вопросов.
Император Константин, имея весьма непрочное положение в столице и надеясь утвердить его благодаря миссии кардинала Гумберта, напротив, возлагал большие надежды на легатов. Кардинал Гумберт в свою очередь надеялся, что с помощью императора он рано или поздно добьется уступчивости патриарха Михаила и сумеет подчинить Константинополь Римскому престолу.
Ситуация осложнялась тем, что папа Лев IX умер 19 апреля 1054 г., т.е. прежде прибытия его легатов в Константинополь. Избрание нового папы затягивалось на долгие месяцы. Теряя терпение, кардинал Гумберт пишет письма патриарху и угрожает анафемой.
Решающий шаг он делает в субботу 15 июля 1054 года. Когда в Великой Церкви (храм Святой Софии) началась Божественная Литургия, папские легаты, разделяя толпу молящихся, прошествовали к алтарю и оттуда обратились к народу со словом против патриарха. Затем кардинал Гумберт положил на святой престол буллу экскоммуникации — акт отлучения Константинопольского патриарха Михаила и «его сторонников». Выходя из храма Софии Константинопольской, легаты в знак своей решительности, как бы следуя словам Евангелия, отрясли прах от ног своих.
Но легаты почившего папы переоценили влияние императора Константина. Народ решительно поддержал патриарха, императору же в связи с народным волнением самому пришлось искать спасения. 17 июля послы из Рима вынуждены были поспешно оставить Константинополь.
А 20 июля решением Синода (2 архиепископа, 12 митрополитов и 7 епископов во главе с патриархом) Гумберт и его сообщники были отлучены от церковного общения. Приговор касался «нечестивой хартии» (булла экскоммуникации) и тех, кто трудился над ее изготовлением «советом или только голосом». В решении Синода указывалось, что осуждение не касается ни Римской кафедры, тогда вакантной, ни Льва IX, полномочиями и именем которого злоупотребили легаты.
Патриархом Михаилом было составлено окружное послание с сообщением о случившемся, которое было разослано всем восточным иерархам.
Случившееся 15 июля 1054 года в Софии Константинопольской поначалу переживалось как очередной временный разрыв между кафедрами Рима и Константинополя — Нового Рима. В истории был пример уврачевания подобного разрыва, случившегося во второй половине IX века. Тогда Константинопольский Собор 879—880 гг. не только разграничил власть Римского и Константинопольского патриархов, но и воспретил на будущее всякое изменение канонического положения римского епископа (см. лекция 16 «Эпоха равноапостольных Кирилла и Мефодия», «Воскресная школа», май, 20 номер, 1998). Патриарх Михаил Керулларий, отстаивая автокефалию Константинополя от притязаний Гумберта, действовал в точном соответствии с решениями этого примирительного Собора 879—880 гг., тогда как кардинал Гумберт действовал совершенно в другом духе. По прибытии в Константинополь с первых шагов он стал диктовать свою волю, вмешиваясь в юрисдикцию патриарха Нового Рима.
Учитывая литургическую сторону события, происшедшего 15 июля 1054 года в Софии Константинопольской, нельзя согласиться с мнением М.Э. Поснова, высказанным им в его «Истории Христианской Церкви»: «В сущности событие 16–25 июля 1054 года не было ли столкновением двух сильных гордых личностей, как Гумберт и Михаил? И не преступная ли ошибка истории придавать или усвоять такому ничтожному фактически событию трагическое, прямо роковое значение в жизни Вселенской Церкви?! История такую ошибку сделала». (М.Э. Поснов. «История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). — Издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1964, с. 551).
При таком взгляде совершенно игнорируется литургическая сторона дела, которая прежде всего определяет церковное единство. Кардинал Гумберт с диаконом-кардиналом Фридрихом (будущий папа Стефан IX) и епископом Петром Амальфитским, официально представляя Римскую кафедру, 15 июля 1054 года в Софии Константинопольской демонстративно разорвали литургическое общение с первенствующим на Востоке патриархом. Внешним выражением этого стал довольно дерзкий поступок — положение буллы экскоммуникации на святой престол церкви Софии и демонстративный выход из храма, где продолжалась Литургия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.