1. Основные [L.D.1] постулаты реформации проявились в богословских спорах предшествующих ей столетий.
v Евхаристический спор IX – XI веков, вызванный сочинением монаха Пасхалия Радберта, вышедшим в 831 г., чей взгляд отличало излишнее материальное восприятие пресуществления Святых Даров. В ответной полемике Ратрамн уклонился в противоположную крайность, отвлеченно понимая Евхаристию. В XI в. Беренгарий Турский, развивая эту мысль, утверждал, что прославленное тело Спасителя вознесено на небо, а, следовательно, причащаться его можно только духовно. Это учение было осуждено несколькими соборами того же столетия, но продолжало существовать до сер. XII в. и продолжало развиваться в богословско-философской традиции номинализма, в значительной степени подготовившей почву для реформации.
v Учение о предопределении начало развиваться в сер. IX в. Монахом Готшальком этот взгляд, основанный на учении блаж.Августина, был чётко изложен в учении о двойном предопределении. Но если блаж.Августин говорил только о предопределении к вечному спасению и признавал лишь «некоторое попущение Божие к осуждению грешников» [1, с.32], то Готшальк довёл его понимание до логического завершения, утверждая предопределение праведников ко спасению, а грешников к осуждению.
Представители некоторых умеренных движений, критикуя духовенство и основные отрицательные моменты в церковной жизни, полагали, что этим они способствуют обновлению Церкви и оставались в её лоне. Представители других – радикально-экстремистских – движений порывали с католической Церковью, создавая новые церковные организации.
v Движение Вальщенсов в XII – XIII вв., получившее свое начало и название от Петра Вальда, или Вальдуса, богатого лионского гражданина, охватило почти всю Европу.
Ø Евангелие было переведено на их старинный простонародный язык – смесь французского с итальянским. Их обострённый интерес к Священному Писанию и утверждение “Sola Skriptura” “Только Писание” вызвано жаждой слышания Слова Божия в католической Церкви.
Ø Идея о невидимой Церкви, впоследствии развитая Лютером, своими корнями уходит в представления блаж.Августина, который понимал невидимую Церковь, как собрание предназначенных благодатью ко спасению в отличии от массы членов видимой Церкви.
Ø Некоторые черты учения реформации видны во взглядах Вальденсов в отрицании почитания Богородицы, святых и икон, а так же в учении только о двух Таинствах – Крещении и Евхаристии.
v Апостолики, или апостольские братья, – общее название сект, протестовавших против омирщения церкви и проповедующих возвращение к апостольской простоте. В XIII в. такая секта была основана Герардом Сегорелли в Италии. Его преемник Дольчино выступил с апокалипсическими пророчествами против римской церкви. Герард и Дольчино были сожжены на костре, а секта апостоликов существовала в Ломбардии и Южной Франции до 1368 года.
v Самым массовым в XII в. было движение катаров (от греч καθαρος – чистый). «Учение катаров уходило корнями в древнейшие дуалистические религии Востока…» [2, с.58].
Ø Отрицали государство, как таковое и его власть.
Ø Отрицали Церковь, её догматику, культы, иерархию.
Пороки и заблуждения, царившие в Западной Церкви вызывали понятное недовольство. Это побуждало некоторых мыслящих людей средневековья, которых принято теперь называть «реформаторами до реформации» развивать взгляды, явно выходящие за рамки католического вероучения и положеные в основу протестантского вероучения.
v Джон Виклиф (1320 – 1384). Английский богослов 2-й пол. XIV в. переведший Библию на свой родной язык. Его учение было осуждено собором 1382 г. но сыграло важную роль в развитии протестантизма. Сам он избежал казни, пользуясь поддержкой светской власти. Его идеи стройно изложены в книгах «О Божественной власти» и «О светской власти».
Ø Не признаёт пресуществления хлеба и вина в таинстве Евхаристии и излагает еретическое учение о соприсутствии Тела и Крови Христовых в Святых Дарах.
Ø Развивает учение о предопределении.
Ø Чётко обосновывает принцип Sola Skriptura.
Ø Критикует церковную иерархию и значительно расширяет церковные права светской власти.
v Ян Гус (1369 – 1415) – священник, професор, ректор Пражского университета, возглавивший оппозиционное католической Церкви движение в Чехии. Перевёл Библию на чешский язык. За поддержку идей Виклифа был отлучён от Церкви. Приговорён к публичному сожжению.
Ø Выступал против церковной собственности.
Ø Индульгенции называл «поруганием евангельской благодати» [1, с.33].
v Иероним Савонарола – монах-доминиканец, строгий обличитель высшей церковной власти, не отступавший, однако, от традиционного католического вероучения. Был отлучён от Церкви и казнён в 1398 г., но впоследствии оправдан и причислен Западной Церковью к лику святых.
Иерархи Католической Церкви прекрасно осознавали нависшую опасность раскола. Попытки его предотвращения связаны с рядом церковных Соборов, получивших название Соборного движения.
Ряд положений, ставших основополагающими в соборном движении, высказал в XIV в. схоласт Уильям Оккам в своей книге «Восемь вопросов о папской власти»:
ü решительно критиковал папский абсолютизм, доказывая, что этому нет основания ни в божественном праве, ни в Свящ. Писании;
ü полностью отрицал светскую власть духовенства;
ü отрицал право духовенства и Церкви на владение имуществом;
ü духовенство подлежит светской власти;
ü возникающие в Церкви разногласия должны решаться не папским судом, а церковным Собором.
Большое значение в соборном движении играла парижская богословская школа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.