Ранние реформационные движения средневековья. «Реформаторы до реформации». Соборное движение XV в. Учение реформации о Церкви и царственном священстве верных, страница 2

«Авеньёнское пленение» пап и споры между претендентами на папский престол завершились в июле 1408 г. тем, что тринадцать кардиналов, желая добиться объединения расколотой между двумя папами Церкви, взяли власть в свои руки. Принято решение о созыве Собора.

v Пизанский Собор 1409 г.

Ø низложил обоих претендентов – Бенедикта VII и Григория XII – на пап­ский престол,

Ø их постановления отменены.

v Констанцкий собор 1414 г. принял решения

Ø о подчинении пап власти Собора во всём, в том числе и в вопросах ве­ры;

Ø о необходимости созыва Соборов не реже, чем раз в десять лет;

Ø избрал папу Мартина V, который подписал все решения.

v Решениями Базельского Собора 1431 г. папе было запрещено прекращать его работу и изменять место проведения.

v На V Латеранском Соборе 1512 г. были поставлены задачи рефор­ми­ро­ва­ния Римо-Католической Церкви, которые так и не были выполнены.

«Деятели реформаторских Соборов XV столетия прежде всего ставили перед собой цель превратить Католическую Церковь из абсолютной монар­хии в монархию ограниченную» [1, с.34]. Кроме того, они добивались разре­ше­ния общецерковных вопросов на Соборах и усиления власти нацио­наль­ных епископов.

2. С исторической точки зрения на учение Реформации о Церкви по­вли­­яли отрицательные стороны жизни Церкви католической – земному, ви­ди­мому образу Церкви она противопоставила неземной и невидимый – ду­хо­в­ный образ.

На учение [L.D.2] Реформации о Церкви повлияла совокупность её основных принципов.

ü Учение о спасении только верой. «Акт веры, как выражение личностного, субъективного религиозного опыта, в котором человек обращается к Богу напрямую, минуя всех посредников, необходимо привёл к отказу от бла­го­датного посредничества Церкви и её таинств» [1, с.42].

ü Учение о важности только Священного Писания (Sola Skriptura) привело к утрате Церковью вероучительного значения, утверждая право каждого ве­ру­ющего на собственное понимание и истолкование Слова Божия.

В понимании реформаторов «Церковь не может быть посредницей в бо­гообщении верных, ибо все они, имея единственного Ходатая Иисуса Хри­ста, научены от Него, освящаются непосредственно Его Духом, и каждый ве­рующий непосредственно связан со Христом самой верой» [1, с.42].

Реформация утвердила образ Церкви, совершающийся верой каждого её члена. В основу церковности положен религиозный опыт отдельной лич­ности. Человек входит в Церковь и пребывает в ней душой, а не телом, по сво­ей вере, а не по благодатному действию её таинств.

Святость предаётся Церкви оправдывающей верой каждого её члена. Но среди всех христиан, образующих Церковь, пребывают истинно верую­щие и оправданные этой верой праведники – Церковь невидимая, заключаю­ща­яся в видимой, подобно тому, как душа заключена в теле человека. Цер­ковь святых выделяется из среды временной пребывающих в Церкви греш­ни­ков. Будучи основана только на вере, невидимая Церковь сама становится предметом веры.

Отрицание посреднической роли Церкви в единении человека с Богом привело к искажению основных принципов её существования:

ü к нарушению её иерархического устройства;

ü к утрате значения сакраментального начала, что изменило весь строй ре­лигиозной жизни;

ü к непризнанию посреднического служения Церкви Небесной и, следовательно, отказу от почитания Богородицы и святых;

Иерархическое начало жизни Церкви Реформация заменила идеей все­общего или царственного священства. Согласно этому пониманию, «каждый христианин есть божественная личность, просвещенная собственным иссле­дованием Свящ. Писания и заключающая в себе всю полноту духовного ав­то­ритета. Через спасение верой и просвещение Писанием истинно верующий обретает непосредственное общение со Христом» [1, с.44]. Институт священ­ства не был отвергнут, но изменилась его природа – священник становится проповедником, его роль заключается в научении истинной вере и воспи­та­нии народа Божия. Рукоположение в таком случае – назначение на долж­ность проповедника, но оно не сообщает поставляемому особые благодатные да­ры, отличающие его от мирян. Теряется необходимость апостольского пре­емства.

3. Существенные [L.D.3] изменения произошли  и в понимании нравственных проблем. Так, в отличии от учения католической Церкви, «чрезмерно отяго­щённого аскетизмом, который иногда переходил в изуверское отрицание до­стоинства телесной природы человека» [1, с.44], Реформацией был выдвинут принцип мирского аскетизма. Поскольку спасение достигалось человеком ис­ключительно верой, то бессмысленными и уничижающими честь Христа (со­гласно Аугсбургскому исповеданию) представлялись аскетические подвиги. «Протестанты не смогли подняться до православного взгляда на монашество, как на особый образ жизни и удаления от мира и его соблазнов с целью углу­б­ления в духовную жизнь, молитву, самосовершенствование, особый путь ко спасению» [3, с.35].

ЛИТЕРАТУРА

1.  Васечко В.Н. Сравнительное богословие. Курс лекций. ПСТБИ, М., 2000.

2.  Карева В.В. История средних веков. Курс лекций. ПСТБИ, М., 1999.

3.  Прот. Н.Тихомиров. Курс сравнительного богословия. Часть II. РДС, Ри­га, 1999.

4.  Огицкий Д.П. свящ. Максим Козлов. Православие и западное христи­ан­ство. Учебное пособие. МДА, “Отчий дом”, М., 1995.

5.  Булгаков С.В. Православие.Расколы. Ереси. Секты. Противные хрис­ти­ан­ству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Со­боры Западной Церкви. “Современник”, М., 1994.


 [L.D.1]Ранние реформационные движения средневековья. «Реформаторы до реформации». Соборное движение XV в.

 [L.D.2]Учение реформации о Церкви и царственном священстве верных.

 [L.D.3]Особенности реформаторского вероучения. Принцип мирского аскетизма.