«Авеньёнское пленение» пап и споры между претендентами на папский престол завершились в июле 1408 г. тем, что тринадцать кардиналов, желая добиться объединения расколотой между двумя папами Церкви, взяли власть в свои руки. Принято решение о созыве Собора.
v Пизанский Собор 1409 г.
Ø низложил обоих претендентов – Бенедикта VII и Григория XII – на папский престол,
Ø их постановления отменены.
v Констанцкий собор 1414 г. принял решения
Ø о подчинении пап власти Собора во всём, в том числе и в вопросах веры;
Ø о необходимости созыва Соборов не реже, чем раз в десять лет;
Ø избрал папу Мартина V, который подписал все решения.
v Решениями Базельского Собора 1431 г. папе было запрещено прекращать его работу и изменять место проведения.
v На V Латеранском Соборе 1512 г. были поставлены задачи реформирования Римо-Католической Церкви, которые так и не были выполнены.
«Деятели реформаторских Соборов XV столетия прежде всего ставили перед собой цель превратить Католическую Церковь из абсолютной монархии в монархию ограниченную» [1, с.34]. Кроме того, они добивались разрешения общецерковных вопросов на Соборах и усиления власти национальных епископов.
2. С исторической точки зрения на учение Реформации о Церкви повлияли отрицательные стороны жизни Церкви католической – земному, видимому образу Церкви она противопоставила неземной и невидимый – духовный образ.
На учение [L.D.2] Реформации о Церкви повлияла совокупность её основных принципов.
ü Учение о спасении только верой. «Акт веры, как выражение личностного, субъективного религиозного опыта, в котором человек обращается к Богу напрямую, минуя всех посредников, необходимо привёл к отказу от благодатного посредничества Церкви и её таинств» [1, с.42].
ü Учение о важности только Священного Писания (Sola Skriptura) привело к утрате Церковью вероучительного значения, утверждая право каждого верующего на собственное понимание и истолкование Слова Божия.
В понимании реформаторов «Церковь не может быть посредницей в богообщении верных, ибо все они, имея единственного Ходатая Иисуса Христа, научены от Него, освящаются непосредственно Его Духом, и каждый верующий непосредственно связан со Христом самой верой» [1, с.42].
Реформация утвердила образ Церкви, совершающийся верой каждого её члена. В основу церковности положен религиозный опыт отдельной личности. Человек входит в Церковь и пребывает в ней душой, а не телом, по своей вере, а не по благодатному действию её таинств.
Святость предаётся Церкви оправдывающей верой каждого её члена. Но среди всех христиан, образующих Церковь, пребывают истинно верующие и оправданные этой верой праведники – Церковь невидимая, заключающаяся в видимой, подобно тому, как душа заключена в теле человека. Церковь святых выделяется из среды временной пребывающих в Церкви грешников. Будучи основана только на вере, невидимая Церковь сама становится предметом веры.
Отрицание посреднической роли Церкви в единении человека с Богом привело к искажению основных принципов её существования:
ü к нарушению её иерархического устройства;
ü к утрате значения сакраментального начала, что изменило весь строй религиозной жизни;
ü к непризнанию посреднического служения Церкви Небесной и, следовательно, отказу от почитания Богородицы и святых;
Иерархическое начало жизни Церкви Реформация заменила идеей всеобщего или царственного священства. Согласно этому пониманию, «каждый христианин есть божественная личность, просвещенная собственным исследованием Свящ. Писания и заключающая в себе всю полноту духовного авторитета. Через спасение верой и просвещение Писанием истинно верующий обретает непосредственное общение со Христом» [1, с.44]. Институт священства не был отвергнут, но изменилась его природа – священник становится проповедником, его роль заключается в научении истинной вере и воспитании народа Божия. Рукоположение в таком случае – назначение на должность проповедника, но оно не сообщает поставляемому особые благодатные дары, отличающие его от мирян. Теряется необходимость апостольского преемства.
3. Существенные [L.D.3] изменения произошли и в понимании нравственных проблем. Так, в отличии от учения католической Церкви, «чрезмерно отягощённого аскетизмом, который иногда переходил в изуверское отрицание достоинства телесной природы человека» [1, с.44], Реформацией был выдвинут принцип мирского аскетизма. Поскольку спасение достигалось человеком исключительно верой, то бессмысленными и уничижающими честь Христа (согласно Аугсбургскому исповеданию) представлялись аскетические подвиги. «Протестанты не смогли подняться до православного взгляда на монашество, как на особый образ жизни и удаления от мира и его соблазнов с целью углубления в духовную жизнь, молитву, самосовершенствование, особый путь ко спасению» [3, с.35].
1. Васечко В.Н. Сравнительное богословие. Курс лекций. ПСТБИ, М., 2000.
2. Карева В.В. История средних веков. Курс лекций. ПСТБИ, М., 1999.
3. Прот. Н.Тихомиров. Курс сравнительного богословия. Часть II. РДС, Рига, 1999.
4. Огицкий Д.П. свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. Учебное пособие. МДА, “Отчий дом”, М., 1995.
5. Булгаков С.В. Православие.Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви. “Современник”, М., 1994.
[L.D.1]Ранние реформационные движения средневековья. «Реформаторы до реформации». Соборное движение XV в.
[L.D.2]Учение реформации о Церкви и царственном священстве верных.
[L.D.3]Особенности реформаторского вероучения. Принцип мирского аскетизма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.