РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФИЗИКА ВОСТОКА И ЗАПАДА О ЖЕНСКОМ НАЧАЛЕ //Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского Философского Конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). Т.2. М: «Современные тетради», 2005. С.511-512.
Могут ли быть «женская философия» или «женское богословие»? – Некоторым приходилось всей своей жизнью доказывать их право на существование: Аксиофея, скрываясь под мужским платьем, убедила платоновскую Академию в способности женщины к философии; монахиня Гаэтана Аньези в Болонском университете позднего средневековья обосновала тезис о равенстве умственных способностей женщины и мужчины; не говоря уже о С.Ковалевской и М.Безобразовой. Возможно, их историческими и «логическими» предшественницами были просвещенные философствующие гетеры или индусские храмовые проститутки, деятельность которых служила особым «богословским целям». Трудный и извилистый путь женщин к метафизике имеет не только социальные или психологические причины, но непосредственно метафизические основания: роль женского начала в философии и религиозной метафизике.
По мысли М.Элиаде, культы, весьма насыщенные эротическим содержанием, отражают космический эротизм, или культом повторяют процесс космогенеза. В пифагорейско-платоновском понимании вся полнота бытия, добра, света сосредоточена в Логосе (Нусе) - мужском принципе. А женское начало - это полная неопределенность, тьма, источник зла, отсутствие смысла и формы, но зато способность испытывать воздействие со стороны Логоса. Если мужской принцип - это чистый дух, интеллект, то женский принцип неизбежно связан с плотью. Платон (“Тимей”, 50 d) утверждает, что Демиург - Отец всего, материя (восприемница, “хора”) - мать всего, а их ребенок - весь космос. В целом, «фалло-лого-центризм» античной культуры питал практику гетеризма.
Примеров необходимо присутствующего женского принципа в Высшем Боге (или при Высшем Боге) в политеистическом сознании как Запада, так и Востока более чем достаточно. В древнекитайской философии можно обнаружить этот архетип в учении о мужском принципе Ян и женском принципе Инь, чья бинарность формирует структуру космоса. В индийской религиозной метафизике “эротические” космогенетические учения обнаруживаются как в шрути, так и в смрити: космогонический акт представляется как сочетание отца-Неба с матерью-Землей, “увлажненной плодом” и “пронзенной” супругом (Ригведа I. 164.8); процесс жертвоприношения отождествляется с имеющим космологическую символику любовным соединением, ибо “алтарь (веди, ж.р.) – женщина, и огонь (агни, м.р.) – мужчина («Шатапатха-брахмана» 5.15-16) и т.п. Смысл женского начала в Боге в индийской философии выражало понятие шакти – миросозидательной божественной энегрии (“Шива без Шакти – бездыханный труп”). «Священная» проституция в индуистских храмах воспроизводит космогенетическую божественную функцию. Что объединяет все эти различные учения Востока и Запада? – Пан/панетеистическая и в то же время политеистическая религиозная метафизика, которая понимает Высшего Бога в неизбежно “эротическом” аспекте: женский принцип здесь необходим Верховному Божественному мужскому принципу, чтобы состоялся космогенез как порождение мира из существа Бога.
Эта эманативно-пантеистическая парадигма рождения мира из существа Бога совершенно чужда Библейскому и христианскому монотеизму и креационизму, и потому при творении отсутствует какой бы то ни было женский принцип ни в самом Боге, ни подле Него, а Творец не нуждается ни в чем, даже в косной материи, т.к. саму эту материю тоже творит. В христианском богословии женское начало имеет не космогенетическую, а сотериологическую и екклезиологическую символику (“Христос - глава Церкви” – Еф.5.23; «Жених» - Ин.3.29). Церковь в христианстве понимается как Матерь всех верующих, она существует не только на небе, но и на земле и призвана служить обожению твари. При этом женское начало в христианстве (монотеизме) не выражает земной греховно-плотской жизни, - как это было в пан/панентеизме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.