1. Неканоническими называются книги Ветхого Завета, не сохранившиеся на древнееврейском языке (исключение составляет кн. «Сираха», остающаяся неканонической, притом, что имеется её неполный оригинал на древнееврейском яз.) и, следовательно, не вошедшие в иудейский канон и не освященные авторитетом ветхозаветной Церкви. Кроме того, на эти книги почти нет ссылок Спасителя и Апостолов. Но Церковь признает их полезными и назидательными.
К неканоническим книгам относятся:
Книга Товита; книга Иудифи; книга Премудрости Соломона; книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии; книга пророка Варуха; Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские; Вторая и Третья книги Ездры.
Дополнения к каноническому тексту имеются в книгах Есфирь, Даниила (сказание о Сусанне, молитва Манассии?), второй книге Паралепоменон и окончание книги Иова, Ездры и пс. 151.
2. Септуагинтой называется древнегреческий перевод Ветхого Завета, сделанный для одного из семи чудес света – Александрийской библиотеки – в годы правления египетского царя Птоломея Филадельфа (285 – 246 гг. до Р.Х.) семьюдесятью двумя иудейскими толковниками примерно в 271 г. до Р.Х.
Этим переводом пользовались первые христиане – жители Римской империи, одним из основных языков ктотрой был греческий. С Септуагинты свв. Братьями Кириллом и Мефодием в IX в. был сделан славянский перевод Библии.
3. «В начале», то есть, прежде всех дней творения Господь сотворил небо – мир невидимый – и землю – бесформенную материю, преобразованную последовательно в прекрасный видимый мир (Быт. 1,1 - 2). В первый день был создан свет (Быт. 1,1-3). Во второй день была явлена твердь небесная (Быт. 1,6-7) – видимое небо. В третий день по велению Божию вода собралась во вместилища свои, явив сушу (Быт. 1,9-10), а на земле стала произрастать растительность (ст. 11-12). В день четвертый Господь сотворил светила небесные (Быт. 1,14-18). В пятый день в воде появились рыбы и морские животные, а по небу полетели птицы (Быт. 1,20-22).
В шестой день появились животные (Быт. 1,24-25). Венцом творения Божьего стал человек (Быт. 1,26-28).
4. После потопа Господь обещал Ною не проклинать больше землю за беззакония человеческие и не истреблять всего живого на ней водами потопа (Быт. 8,21;9,11-17). Знамением этого завета будет служить радуга.
Господь повторяет людям свое благословение плодиться и размножаться и наполнять землю (Быт. 9,1,7). В пищу же человеку Богом предназначаются уже не только растения (Быт. 1,29), но и животные (только не кровь их (Юыт. 9,2-5). Запрещается убивать созданного по образу Божию человека (Быт. 9,5-6).
5. От Адама? Ной, Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра, Авраам (Быт. 11,10-26).
6. Согласно пониманию Ап. Павла, Агарь и рожденный по плоти сын её Исмаил прообразовали собой Ветхий Завет, не дающий полной свободы от рабства греху. Изгнание Иаковом рабыни с её сыном показывало собой то, что и мы, христиане, дети не рабы, но свободной, должны оставить ветхозаветный закон, чтобы принять даровыыанное нам наследие (Быт. 21,8-14; Гал. 4, 21-31).
7. По причине страшного голода Исаак со своей семьей вынужден был покинуть земли, где он жил. Господь повелел Исааку не ходить в Египет, а странствовать по тем землям, которые Он укажет ему и обещает не оставить его в этом бедственном положении. Господь повторяет Исааку обещание, данное его отцу Аврааму за его веру и праведность, умножить потомство его и дать им в наследие все обещанные земли (Быт. 26,24 – 25).
8. Накануне встречи с братом своим Исавом Иаков переправил все семейство свое через Иавак (Приток Иордана) и остался один. «И боролся, -- как говорит нам Писание, -- с ним некто до появления зари» (Быт. 32,24), и не одолев его, повредил ему бедро. Тогда-то борющийся с Иаковом Господь и нарек ему новое имя – Израиль (Быт. 32,22-39). А Иаков назвал место то Пенуэл (Быт. 32,30). Сравни Быт.35,10 – подтверждение обетования.
9. Когда Моисей и брат его Аарон пришли в первый раз к фараону с просьбой отпустить народ израильский из Египта, Аарон, как и сказал Господь Моисею, бросил свой жезл, который сделался змием. И хотя жезлы, превращенные в змиев чародеями египетскими, были поглощены аароновым жезлом-змием, это чудо не вразумило фараона, а, напротив, ожесточило его сердце (Исх. 7,8-13).
Следующие десять чудес принято называть казнями египетскими, поскольку они приносили ущерб народу и наводили ужас на египтян. На седьмой день тем же жезлом Аарон превратил воду в реках и озерах в кровь (Исх. 7,14-24). Еще через семь дней из рек и озёр Аарон извел множество жаб, наполнивших дома и поля египтян. Не смотря на то, что жабы вымерли по молитве Моисея, фараон не отпустил народ (Исх. 7,25 – 8,15). Превратить персть земную в мошек, в отличии от предшествующих чудес, волхвы египетские уже не смогли (Исх. 8,16-19). Песьих мух Господь навел на весь Египет, исключая землю Гесем, где жил избранный народ (Исх. 8,20-32). Следующей казнью Господь поразил весь скот египтян моровой язвой, тогда как скот израильтян остался невредим (Исх. 9,1-7). В другой раз Моисей бросил перед фараоном горсть пепла из печи. От пыли, поднявшейся по всей земле египетской, восполениями и нарывами покрылись тела людей и животных (Исх. 9,8-12). В качестве 7-й казни «был град и огнь иежду градом,.. и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота,.. Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града» (Исх. 9,14-46). Всё, уцелевшее от града, могло быть уничтожено множеством саранчи, но по молитве Моисея Господь бросил её в море (Исх. 10,1-20). В следующий раз всю землю египетскую покрыла густая тьма. И только в домах израильтян был свет (Исх.10,21-29).
Последняя, 10-я казнь была самой страшной для египтян, ибо в полночь Господь поразил всех первенцев их от первенца фараона до первенца рабыни и узника, и всё первородное от скота (Исх.11, 12,29-36). В воспоминание этой ночи был установлен Господом праздник иудейской Пасхи (Исх. 12,10-28).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.