Господь сопровождал вышедший из Египта народ, указывая им путь днём в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исх. 13, 21-22). Когда же погнавшееся за израильтянами египетское войско почти приблизилось к ним, столп огненный встал между двумя народами, освещая ночь для одних и закрывая путь другим (Исх. 14,19-20).
Чудесным образом море Чермное «пропустило» сквозь расступившиеся воды народ Божий и «поглотило» гнившихся египтян (Исх. 14, 21-31).
10. В присутствии всего народа израильского была принесена во всесожжение мирная жертва Господу. Половиной крови жертвы Моисей окропил жертвенник. А другой половиной – весь народ после прочтения ему книги Завета, «говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с нами о всех словах сих» (Исх. 24,8).
11. Впервые народ израильский уклонился в идолопоклонство в те дни, когда Моисей долгое время находился на горе Синайской, внимая установлениям Божиим. По требованию народа Аарон сделал из их серег золотого тельца, который был провозглашен богом Израиля и которому были принесены жертвы. По молитве Моисея Господь отвел от народа свой гнев (Исх. 32,1-14). Сойдя с горы и увидев празднующий и ликующий у тельца народ, Моисей разбил каменные скрижали Завета (Исх. 32,15-20). Об этом событии Моисей напоминает народу в прощальной беседе с ними (Втор. 9, 6-21).
В то время, когда народ израильский жил в Ситтиме, блудодействие его с моавитянками привело к тому, что они стали есть жертвы богов их и кланяться им. «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» (Числ. 25,3). По повелению Божию все отступники были истреблены (Числ. 25,1-5).
12. По совету своего тестя Иофора Моисей избрал из среды народа израильского способных людей и назначил их «тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками (и письмоводителями)» (Исх. 18,25). Обо всех важных делах они доносили Моисею, а менее значительные решали сами (Исх.18,24-26). Сам же Моисей был для народа посредником перед Богом, учителем уставов Божиих и заповедей Его (Исх. 18,19-20).
13. По просьбе народа Моисей помолился Господу об избавлении от наказания за их ропот. По повелению Божию Моисеем был сделан и выставлен на древе медный змей. Ужаленный ядовитой змеёй человек, взглянув на медного змея, оставался жив (Числ. 21,4-9). Согласно толкованию Святых Отцев, змей, воздвигнутыый Моисеем в пустыне для спасения страждущего народа, прообразовал собой крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа.
14. «Если бы народ Ветхого Завета мог быть приведен к совершенству, то лишь при посредстве Левитского священства, на котором был обоснован весь Закон» [1, т.11, с.459]. Первосвященническое лужение Аарона, приносящего кровавые жертвы о своих грехах и беззакониях народа, прообразовало служение Священника по чину Мелхиседекову – Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву за наши грехи и беззакония. Приобщаясь к этой Жертве может приблизиться к совершенству новозаветное человечество.
15. Дафан и Авирон – сыновья Елиава из колена Рувимова, составившие вместе с Кореем и его сообщниками из колена Левиина заговор против Моисея и Аарона во дни странствования по пустыне и наказанные Господом за это страшной смертью (Числ. 16, 1 – 50).
16. Закон о чистых и нечистых животных регламентирует, какие животные годятся для употребления в пищу (Лев. 11,1-23). Люди, прикасающиеся к нечистым животным или их трупам, сами почитаются нечистыми до вечера, а переносившие их трупы должны омыть свои одежды (Лев. 11, 25-28,31). Даже прикосновение к трупам чистых животных влекло за собой нечистоту до вечера (Лев. 11,39-40). Омовению или разрушению подлежит какя-либо вещь, если на неё упадет что-нибудь нечистое (Лев. 11, 32-38).
Закон об очищении женщины, родившей младенца мужского или женского пола гласит, что она считается нечистой, соответственно, семь иди четырнадцать дней и должна очищаться от кровей своих в продолжении тридцати или шестидесяти дней (Лев. 12,1-5). По истечении данного срока ею должны быть принесены во всесожжение однолетний агнец и молодой голубь или два птенца голубиных (Лев. 12, 6-8).
Закон Моисеев подробно изъясняет, каким образом надлежит поступать исцелённому от проказы для своего очищения (Лев. 14,1 -31).
15-я глава книги Левит излагает законы телесного очищения мужчины и женщины.
17. «Судным днём» называется Праздник Очищения – «Йом Киппур». Он праздновался в девятый день седьмого месяца (Лев. 16, 29) (конец сентября – начало октября) ежегодно. Это был единственный день в году, когда первосвященник, одетый в самые простые одежды, мог входить во Святое Святых с кровью принесённых в жертву животных со смирением и молитвой о прощении грехов своих и всего народа (Лев. 16,1–19). В этот праздник одного из двух приведённых к Скинии Собрания козлов отпускали в пустыню в знак того, что грехи и беззакония народа удалены (Лев. 16, 20 – 22).
18. Необходимые для жертвоприношения предметы находились при жертвеннике: «горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлежности… из меди» (Исх. 27,3).
19. Обычай ужичества (или левиратный брак) в древности имел место у многих восточных народов и объяснялся желанием иметь детей и этим увековечить своё имя в потомстве. В одном из постановлений Закона Моисеева говорится, что если у одного из вместе живущих братьев умрёт жена, не оставив сына, то деверь должен взять её себе в жены. Тогда первенец, которого она родит, будет носить имя умершего, чтобы оно не изгладилось в Израиле (Втор. 24,5-10 Ссылка неправильная.). Так, например, Иуда велел младшему своему сыну Онану взять Фамарь -- жену умершего Ира (Быт. 38,6-11).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.