США и государства Евросоюза.Первой страной, проложившей путь в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), стала Мексика. Именно этовлиятельное в Латинской Америке государство, ближайший сосед супердержавы, член Североамериканского общего рынка (США, Канада, Мексика), имеющее выход на два океана, вступило в конце 1993 г. в указанное объединение.Нынешний президент страны В.Фскс в 2001 г. посетил трех азиатских участников АТЭС, показывая тем самым, что азиатское направление становится дляМексики все более приоритетным с учетом динамизма тихоокеанских партне-
ров и их огромного торгово-фондового потенциала. За 1.990-е гг., например, товарооборот Мексики с Японией удвоился, и японский рынок занимает второеместо после США по закупкам мексиканской нефти. Из Японии Мексика получает высокотехнологичную продукцию. Еще большая активизация отношений произошла с азиатским супергигантом — товарообмен с Китаем за указанный период возрос более чем в 6 раз11.Вслед за Мексикой через год з 1994 г. в АТЭС вступила Чили — тихоокеанская страна, чьи связи с азиатскими партнерами издавна были весьма тесными(в настоящее время около 40% чилийского экспорта), а главную роль в них играют Япония и Южная Корея. Постепенное восстановление рыночного потен-:1иада азиатских стран после финансово-экономического кризиса 1997 —1998 гг.делает эти связи весьма важными с точки зрения укрепления международныхпозиций Чили, ее диалога с северным супергигантом/в том числе и в рамкахсамой АТЭС. Предполагается, что в 2004 г. саммит АТЭС должен состояться вчилийской столице Сантьяго.Перу — третий латиноамериканский член АТЭС — начинает свою историюв этой организации с ноября 199$ г. — ровно пять лет спустя после Мексики.Приоритеты Перу з данном азиатском регионе — Япония и Клтай, хотя развиваются отношен;^ и с .Австралией. и Новой Зеландией. Значимость Перу определяется тем. что эта страна является членом и субрегионального Андского со-Ортодоксальная либеральная модель оказывается небезупречной и в экономической структуре-сам_их США. О возникших проблемах свидетельствует, вчастности, недавняя серия многомиллиардных финансовых скандалов, прокатившихся по США по вине крупнейших корпораций (от "Энрон" до"Уорлдком" — энергетического и телекоммуникационного гигантов, банкротство которых повлекло за собой увольнение тысяч сотрудников, лишение пенсий тех. кто вкладывал сбережения на старость в акции своих корпораций). Неудивительно. что в конгрессе и правительстве США заговорили о государственном контроле и вмешательстве, об ужесточении наказания махинаторов,резко занижавших расходы и завышавших прибыли, вплоть до длительного тюремного заключения бухгалтерских фальсификаторов.Ныне в Латинской Америке происходит масштабная переоценка ценностей, поиски оптимального для данного региона пути развития. Это касается нетолько местных властных структур, но и такого кредитно-идеологическогоцентра, как МВФ, политику и конкретные рекомендации которого применительно к рассматриваемому региону большое число деятелей разного рангаоценивает как недальновидные. Все чаще в регионе высказывается мысль, чтоэкономическое развитие важнее политического. В самой политике происходитвсе большая конкретизация понятия "демократия" от непрофессиональной икриминогенной до компетентной и нравственной.
Одним из свидетельств разочарования в рыночно -либеральных преобразованиях могут служить результаты президентских выборов, состоявшихся в октябре 2002 г. в крупнейшей стране региона Бразилии (170 млн. человек). Впервыев ее истории главой государства стал выходец из социальных низов, бывший рабочий и профсоюзный деятель, основатель левой партии трудящихся Л. Лула даСилва. За него было подано свыше 61% голосов, что было расценено как победа демократии. Среди его основных обещаний — проведение социальных реформ, наделение землей неимущих крестьян, ликвидация нищеты.Идеологический пересмотр произошел и в северной сверхдержаве, где ультралиберализм также потерпел крушение и немало компаний в настоящее время просят помощи государства.Удастся ли Латинской Америке обрести свое лицо, найти точный балансмежду частным и государственным секторами, выйти на высшее компетентнонравственное руководство, преодолеть предпринимательскую деморализацию —от всего этого зависит общий экономический климат в Западном полушарии.
\ См. ТЬе У/азЫпёТоп Ро§1. 5/VIII. 2002.
2 См. Тле Есопот1§1. 9/VIII. 2002.
3 См. Е1 итуег$а1. Мехко. 31/УП. 2002.
4 См. ТЬе ОЬзег/ег. Ьопаоп. 2/УШ. 2002.
5 Неспроста последние требования МВФ к местным властям касаются достижения ими
внутреннего политического консенсуса. См.: Тле есопогшз!. 6/1Х. 2002.
6 См.: Е1 Ра'?. Майпс!. I" IV 2002.
С\г,: Ехе;и::уе тгеШ^епсе ксуюу. \\а5.тл2Гоп. 2001.
& Например, в Аргентине при президенте X. Пероне, проводившим политику "аргенти-
низаышГ экономики, создания "социально справедливого" общества (1946 -1955 гг.), госу-
дарственна организация ИАПИ устанавливала цены на аграрную продукцию и занималась
ее экспсттсм. а также импортом промышленного оборудования, дав толчок процессу индус-
три2--из,1::та з стране. Для этого использовалась часть земельной ренты.
См.: Соггею ВгагШепзе, 16/Х1. 2001.
: См.: О С1оЬо. ВгагШа. 31/УШ. 2000.
См.: §1а11511са1 АЬз^гас^ оГ ЬаипАгпепса. Ьо§-Ап§е1е§. 2001.
: См.: Дипломатический вестник. 2001. № 11.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.