место по добыче, 7-е — по запасам). Она и Мексика — главные в Латинской Америке поставщики ключевого энергоресурса в США. В апреле 2002 г. в Венесуэле произошел кратковременный государственный переворот, в немалой степени "пропитанный" запахом нефти (манифистации в столице состоялись в январе и феврале 2002 г. с требованиями досрочной отставки президента, избранного, кстати, демократическим путем). Его инициаторами явились крупные предприниматели, финансисты и торговцы, сгруппированные вокруг организации "Федекамарас" (накануне январской демонстрации предприниматели обещали участникам протестов засчитать "уличное время" как рабочее и выплатить соответствующее вознаграждение). Они привлекли большое число политтехнологов, пиаровских специалистов, обработавших часть оппозиционных партий, профсоюзов.
Глазными целями переворота были приостановка нежелательных для этих пред:1ри"!".:2тг.''е". фннг»'с"сто" ч торговле г- перемен, приватизация государ- ственной нефтяной компан:-:;: Петровен" и выход Венесуэлы из состава ОПЕК. Нелишне отметить, что. как и в Чили при свержении президента С.. Альенде в 1973 г., здесь использовалась домашними хозяйками "музыка пустых кастрюль". Дирижеры были и внутри страны, и за ее пределами. Характерно, что временным исполняющим обязанности главы государства оказался П. Кармона, президент "Федекамарас". За его спиной стоял мультимиллионер И.П. Рекао — главный акционер ряда крупных компаний и банков6. Сразу были возвращены на свои посты руководители "Петровена", отменены преференциальные поставки нефти на Кубу. Но заговорщики просчитались. Особое недовольство населения вызвало прекращение действия демократической конституции 1999 г., одобренной на всенародном референдуме, роспуск парламента, увольнение членов верховного суда. Изменилось отношение армии и профсоюзов, посчитавших себя вве-
денными в заблуждение. Путчисты смогли продержаться у власти лишь два дня, но при этом успели нанести огромный ущерб экономике страны. Против нарушения конституционного порядка, силовых решений выступил ряд латиноамериканских и межамериканских организаций, видные политические деятели региона. Однако США переворот не осудили. В Аргентине кгмалые надежды связывались с приватизацией и допуском иностранного капитала в ключевую нефтегазовую промышленность. И действительно, в период этих изменений удалось завершить процесс превращения страны из импортера в экспортера нефти. Но конечные результаты оказались не такими, какими они намечались в Национальном плане развития энергетики на 1986 — 2000 гг. Реализуя эту стратегическую продукцию внутри страны по мировым ценам, новые владельцы тем самым увеличили издержки производства национальной промышленности, а также отток прибылей за рубеж, способствуя обострению платежного кризиса.
Бразилия, давно стремящаяся к энергетическому самообеспечению, располагает всеми видами месторождений промышленных энергоресурсов (доля транснациональных корпораций в мощностях электроэнергетики Бразилии составляет 2"%)'. Принятая с большими трудностями в 1995 г. поправка к конституции страны затормозила приватизацию. Аукционы по продаже государственной собственности неоднократно переносились. Для их возобновления требовалось вмешательство президента. "Колючая" проблема, расколовшая обшество на части, оказалась среди приоритетных в предвыборной кампании главы государства в октябре 2002 г. В Латинской Америке к отраслям стратегического значения (а их набор вразных странах неодинаков) относят также газодобычу, разработку цветных и драгоценных металлов, лесопромышленность и некоторые другие отрасли, так или иначе связанные с природной рентой. Но в ряде случаев ими могут быть и отрасли обрабатывающей промышленности и инфраструктуры, имеющие масштабы или преимущества национального характера (производство военной техн;;;-^: ;: высокотехнологичного оборудования, электроэнергетика, банков-;;<—^ ;,-;-7е.'.:-. _э;:.;1_:;,-;. :';,.^ез:4ь:е дорсп:;: т.д. '^. Именно вокруг данных отраслей возникли ныне концептуальное и практическое лротивостояниг в Арген-тине, Бразилии, Мексике, Перу, Колумбии, Чили, Боливии, странах Центральной и Карибской Америки. В ряде стран проводились референдумы, в Уругвае —несколько раз. В общественно-политических кругах все чаще задаются вопросом — почему Латинская Америка все время нуждается в кредитах, технической помощи? Видимо, не случайно в этой связи все больше голосов раздается в пользу создания рациональной смешанной экономики при сосредоточении национально значимых социально-экономических отраслей в сфере государственного влияния.
Структура внешнеторговых связей - показатель уровня рыночной устойчивости. Внешняя торговля остается главным источником поступления валютных доходов для подавляющего большинства стран Латинской Америки, что по-прежнему предопределяет ее высокую финансово-экономическую значимость. В экспортных поставках такая роль принадлежит фактически только товарам, поскольку в сфере продажи услуг регион имеет постоянный дефицит платежного баланса. Исключение составляют лишь Уругвай, Коста-Рика, некоторые карибские страны (финансы, туризм) 'л Панама (доходы от эксплуатации канала). Хотя многие страны региона предлагают на экспорт ныне более широкий, чем раньше, круг товаров потребительского назначения, а также отдельные виды промышленного оборудования, сельскохозяйственные машины, транспортные средства и даже некоторые виды высокотехнологичной продукции (в Бразилии, например, одной из главных экспортных статей стала продукция авиастроения), товарный ассортимент экспорта в ряде стран еще довольно ог-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.