раничен. Несмотря на проводившуюся импортозамещающую индустриализацию. перечень необходимых импортных товаров остается весьма широким. Немалое число стран региона, в том числе средних, вывозит на внешний рынок сраьшггельно узк;;й круг товаров, причем нередко ведущим, профилируюи-^м продуктом оказывается один и тот же (например, кофе, зерновые или нгфтЪ). Осноаныг преимущества все еще связаны с экспортом продовольствен-
на тсз&ров и промьитгнкого сырья с их особенно высокими конъюнктурно ^гно2ь;'.с;: коле5аж;яу<;. Подобная относительно узкотоварная и где-то почти ;д:-;д~1^:-;2я ;пеш'а.";;;з„ция делает экономику таких стран в глобальной рыночное -.рсстр^нстзг зесь'..д уязвимой, слабо маневренной, особенно в кризисные^г?;-:одь;. т.е. потени.^ьно нестабильной. А если сказать резче — то зависимой. Тзкслгу г.сложен;[:-г стран Латинской .Америки способствуют причины ка 2нг^::-:=го. так и внутреннего характера. К числу первых относится и сохраняюи-ийся в условиях провозглашенной глобальной либерализации внешнеторговый протекционизм экономических центров. Несмотря на проводимые сначала в рамках ГАТТ, а затем с 1995 г. в рамках ВТО серии так называемых раундов, нацеленных на снижение торгово-таможенных барьеров, рыночные ограничения не только не исчезли, но по существу даже где-то увеличились, приняв более тонкие и завуалированные формы (количественные, технические,
санитарные и прочие разновидности). Особенно странными для рыночного обмена кажутся а:-т;:д;'.:г^1нговые пошлины, активно используемые США. Такие пошлины н^к-зызают экспортеров, делающих самостоятельно устанавливать прие?.^~.;мь;е —г.-; себя игны на свою продукцию. Центры же опасаются нежглатг.гъных конкурентов и оградительными, практически нерыночными, методами преграждают им дорогу. Подобные методы в 2000 — 2002 гг. приме-
нялись, например, против продукции сталелитейной промышленности Бразилии (эта страна входит в число 7—8 крупнейших мировых производителей стали), Мексики и даже Гватемалы. Такие препоны были воздвигнуты и против продукций Тоссии. Под давлением Евросоюза, угрожавшего введением ответных мер. Часть повышенных в марте 2002 г. на 30% импортных тарифов США летом была отменена. Однако значительная их доля продолжает действовать, нанося немалый ущерб сравнительно новой для Латинской Америки отрасли промышлен-
ности. Не случайно на саммите в Иоханесбурге в сентябре 2002 г. одним из ключевых вопросов стал допуск товаров развивающихся стран на рынки индустриальных государств как средство борьбы с бедностью и нестабильностью. Если же обратиться к внутренним причинам, обусловливающим сравнительно слабую роль региона в мирохозяйственных связях, то в первую очередь следует отметить недостаточный уровень инвестиций в современные отрасли экспортоориентированной промышленности. А это, в свою очередь, объясняется, во-первых, практическим отходом государства от целенаправленной и крупномасштабной деятельности, которая в свое время помогла осуществить индустриальную перестройку региона; во-вторых, курсом на либерализацию, который обернулся серией дефицитов, прежде всего внешнеторгового и государственно-бюджетного. приведших к ограниченности национальных финансовых средств. С данным курсом сопряжена и крупная утечка капитала за пределы страны (и нелегальная, и законная"», обусловленная невыгодностью по различным мотивам инвестирования на Ен\т::еннем рынке. Огромные расходы регион несет по группе торговых услуг, наиболее выгодные из которых сосредоточены з центрах, — фрахт, страхование, банковское обслуживание и т.п. Если дефицит по данной статье в 1999 г. равнялся 15 млрд.
долл., то в 2000 г. — уже 17 млрд.. а в 2002 г. он увеличился до 20 млрд. долл. В результате общие итоги внешнеторговой деятельности по товарам и услугам за указанные три года, несмотря на полученный в 2000 г. актив товарного баланса в сумме 4 млрд. долл., оказались весьма неблагоприятными — дефицит в 1999 г. составил 22 млрд. долл., в 2000 г. — он снизился до 13 млрд., но в 2001 г. Снова увеличился до 22 млрд. долл. Основные внешнеторговые риски сосредоточиваются по оси центр — периферия. Наиболее выпукло противостояние между ними проявилось на конференции ВТО, состоявшейся в 1999 г. в Сиэтле, где не удалось даже согласо-вать повестку дня. Дело в том, что центры — США и Евросоюз — выступали там сплоченно, отстаивая свои общие интересы и игнорируя позиции развивающихся стран. Не намного изменилась ситуация и на очередной сессии ВТО в конце 2001 г., проходившей уже. з целях безопасности, в таком отдаленном государстве, как Катар, где, кстати, забастовки запрещены. Там экономические центры сумели отстоять свои зозмсскности сбывать аграрную продукциюс помощью государственных субсидий, что делает товары развивающихся, в том числе латиноамерикзн::<их. стран недостаточно конкурентоспособными9. Большие разочарования вызывают двойные стандарты экономических центров, в первую очередь США. возводящих барьеры неугодному им импорту. Р. Лагос, президент Чили, другие руководители стран региона не раз заявляли: нам нужна не экономическая помощь, а доступ на рынки. Обострение в условиях глобализации конкурентной борьбы, приобретаюшей все более многосторонний и усложненный характер, предъявляет странам Латинской Америки настоятельные требования не только относительно структурной перестройки товарообмена, но и использования политической воли для изменения географической направленности внешнеторговой деятельности. Интеграция — трудное восхождение. Латинская Америка первая среди развивающихся регионов мира приступила к реализации идеи интеграции, осознав многостороннюю — политическую, экономическую и социальную — значимость объединительных процессов. В 1960 г. уже существовали два интеграционных блока - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.