Антропология свт. Григория Нисского (по сочинению «О сотворении человека»)

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАН[L.D.1] 

1.  Свт.Григорий Нисский – один из великих Отцов Церкви.

2.  Структура трактата «О сотворении человека».

3.  Сотворение человека и его физическое устроение.

4.  Духовное устроение человека.

5.  Учение о смерти и грядущем воскресении человека.

6.  Учение об апокатастасисе.

7.  Значение трактата свт.Григория «Об устроении человека.

Свт[L.D.2] . Григорий еп.Нисский – один из величайших богословов, в пер­вые десятилетия христианского государства заложивших основы всеобъ­ем­лющей христианской культуры.

Св.Григорий родился ок.335 г. в Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии), где, вероятно, и получил образование, готовясь к юридической прак­тике. Особый интерес в учёбе он проявлял к риторике и философии. Истин­ным своим учителем он считал своего стар­шего брата свт.Василия Великого, который привлёк Григория к церковной деятельности. Примерно в 371 г. св. Ва­си­лий архиепископ Кесарии Каппадокийской рукополо­жил своего брата в епископы небольшого города Ниссы.

В 376 г. по указу императора Валента св.Григорий был отправлен в ссылку за свои православные взгляды. В этот период он был избран ми­т­ро­по­литом Севастийским. Свт.Григорий вернулся на родину в 379 г. и в этот же период потерял двоих самых близких ему людей, с которыми в годы своего изгнания находился в постоянной переписке – брата Василия и сестру св.Ма­к­рину. Проявив себя как талант­ли­вый писатель и бо­го­с­лов, после смерти сво­его брата свт.Григорий закан­чи­вает его труды «Шес­то­днев» и «Против Евно­мия».

Вершиной деятельности свт.Григория Нисского и в богословском, и в церковном отношениях стало его активнейшее участие в созванном импера­то­ром Феодосием I в 381 г. Втором Вселенском Константинопольском Со­бо­ре. В последние годы жизни свт.Григорий постоянно участвует в Констан­ти­но­по–льских Соборах и, видимо, имеет огромный авторитет при дворе. Пос­ле­д­нее сви­детельство о нем, как участнике Собора, встречается в 394 г. Ве­роят­но, вско­ре он умирает.

Все труды свт. Григория Нисского можно условно разделить на три груп­­пы: догматические (напр. «Против Аполлинария» «Большой Катехизис» и др.), мистико-аскетические (напр. «О девстве»), и экзегетические (напр. «Жи­­­­тие Моисея», «О сотворении человека» и др.). «Характерно, что святой Григорий занимался в основном толкованием ветхозаветных текстов. В его цели, несомненно, входило, пользуясь аллегорией, объяснить Ветхий Завет в понятиях, близких греческому читателю» [2, с.217]. Кроме того, до нас дош­ли его проповеди (в основном на великие праздники) и 26 писем, большая часть которых интересна с биографической точки зрения.

«Творение Нисского святителя Григория «Об устроении человека» при­надлежит к немногим основополагающим для святоотеческого учения о человеке трудам», – говорит переводчик этого трактата В.М. Лурье [1, с.147]. Из авторского предисловия следует, что произведение это адресовано млад­ше­му брату свт.Григория св.Петру, епископу Севастийскому в качестве пас­хального подарка в год кончины их старшего брата и наставника – свт.Ва­си­лия Великого. Как достойный ученик старшего брата, свт.Григорий воспол­ня­ет недостающее в «Шестодневе» свт.Василия Великого учение о сотво­ре­нии и устроении человека. «…Цель, предлежащая нашему созерцанию, от­нюдь не мелкая.., – говорит св.Григорий, – Пожалуй, она больше всего по­зна­ва­­емо­го, потому что ничто другое из сущего не уподобляется Богу, кроме тва­ри сей, человека» [1, с.8].

Всё сочинение разделено автором на тридцать глав, каждая из которых озаглавлена таким образом, что по надписанию можно понять содержание все­го труда в кратце. Так, в первой главе изъясняются события сотво­рения ми­ра предшествующие появлению человека. Затем II гл. поясняет, почему че­ловек был сотворён последним. Главы III – V говорят о высоком досто­ин­стве и царственном богоподобии человека и т.д.

Книга полна удивительно ярких примеров и сравнений, благодаря ко­то­рым, как полагает автор, гораздо легче уясняется смысл познаваемых пред­метов.

Как наука, «антропология находится в пограничной области, частично относясь к сфере богооткровенных истин, и частично приходя в сопри­кос­но­вение с данными «внешних наук» – философии, естествознания, медици­ны…», – говорит В.М. Лурье [1, с.147]. Данные естественных наук, выража­ю­щие представления того времени, подробно изложены св.Григорием в пер­вых главах произведения. Следует отметить, что понимание святыми отцами, в том числе и свт.Григорием, божественного сотворения мира отнюдь не про­ти­воречит теории эволюции. Она «как раз и объясняет пути развития органи­ческого мира, хотя, особенно в свете новейших данных, она не способна к пол­ному объяснению жизненного принципа как такового» [2, с.220 – 221].

В основу рисуемой автором картины вселенной положены представ­ле­ния Аристотеля. Ограниченность тварного мира наглядно показывается нали­чием во всём, в том числе и в составе человеческого тела, четырёх простых эле­ментов – земли, воды, воздуха и огня. Но если греческие философы в свя­зи с этим называли человека маленьким миром (микрокосмом от греч. μικρον κοσμον), то свт.Григорий напротив говорит, что «…громким этим именем воз­давая хвалу человеческой природе, они сами не заметили, что почтили че­ловека отличиями (идиомами) комара и мыши» [1, с.50]. Для него важней­шим является то, что человек создан по образу и подобию Божию. В этом, по сло­вам прот. И.Мейендорфа состоит теоцентричность антропологии свт. Гри­гория Нисского.

Свт.Григорий отождествляет понятия Образа и подобия Божиего в че­ловеке. «Образ Божий, созерцаемый во всей человеческой природе, получил завершение… Человек произведён по образу – целостная природа, нечто сход­ное с Богом» [1, с.70]. Но если бы образ ни в чём не отличался от про­то­типа, то он никак не мог бы быть подобием, а оказался бы полностью тож­дес­твенным. Но человеку изначально дана Создателем способность «подража­ния» Ему – образ Божий, помрачённый плотскими страстями, но обнов­лён­ный в праведниках.

В.М. Лурье отмечает, что и «представления св.Григория Нисского в об­ласти медицины, анатомии и физиологии человека обнаруживают, как пра­ви­ло, глубокое знание новейших для того времени научных данных» [1, с.150]. Очень многое в этой области знаний автор берёт из трудов Клавдия Галена (ок. 200 – 130 гг. до Р.Хр.).

Сам внешний облик человека, тянущийся к небу, его устремлённый вверх взор показывают, по мнению автора, его царственное достоинство. Кро­ме того, интересно предположение о том, что перемещение человека на двух ногах и использование им в своей деятельности рук способствуют в его устроении возможности слова. Это объясняется тем, что рот и гортань чело­ве­ка, не имея нужды добывать пищу, устроены таким образом, что стано­вят­ся способными произносить не только животные звуки, но и членораздель­ные слова. Не имели бы мы, по мысли св.Григория «…дара слова, если бы ус­там нашим была определена тяжесть и трудность служения ради пищи для по­требности тела. Теперь же это служение приняли на себя руки, а уста оста­вили удобными для служения слову» [1, с.28].

Похожие материалы

Информация о работе