1. Свт.Григорий Нисский – один из великих Отцов Церкви.
2. Структура трактата «О сотворении человека».
3. Сотворение человека и его физическое устроение.
4. Духовное устроение человека.
5. Учение о смерти и грядущем воскресении человека.
6. Учение об апокатастасисе.
7. Значение трактата свт.Григория «Об устроении человека.
Свт[L.D.2] . Григорий еп.Нисский – один из величайших богословов, в первые десятилетия христианского государства заложивших основы всеобъемлющей христианской культуры.
Св.Григорий родился ок.335 г. в Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии), где, вероятно, и получил образование, готовясь к юридической практике. Особый интерес в учёбе он проявлял к риторике и философии. Истинным своим учителем он считал своего старшего брата свт.Василия Великого, который привлёк Григория к церковной деятельности. Примерно в 371 г. св. Василий архиепископ Кесарии Каппадокийской рукоположил своего брата в епископы небольшого города Ниссы.
В 376 г. по указу императора Валента св.Григорий был отправлен в ссылку за свои православные взгляды. В этот период он был избран митрополитом Севастийским. Свт.Григорий вернулся на родину в 379 г. и в этот же период потерял двоих самых близких ему людей, с которыми в годы своего изгнания находился в постоянной переписке – брата Василия и сестру св.Макрину. Проявив себя как талантливый писатель и богослов, после смерти своего брата свт.Григорий заканчивает его труды «Шестоднев» и «Против Евномия».
Вершиной деятельности свт.Григория Нисского и в богословском, и в церковном отношениях стало его активнейшее участие в созванном императором Феодосием I в 381 г. Втором Вселенском Константинопольском Соборе. В последние годы жизни свт.Григорий постоянно участвует в Константинопо–льских Соборах и, видимо, имеет огромный авторитет при дворе. Последнее свидетельство о нем, как участнике Собора, встречается в 394 г. Вероятно, вскоре он умирает.
Все труды свт. Григория Нисского можно условно разделить на три группы: догматические (напр. «Против Аполлинария» «Большой Катехизис» и др.), мистико-аскетические (напр. «О девстве»), и экзегетические (напр. «Житие Моисея», «О сотворении человека» и др.). «Характерно, что святой Григорий занимался в основном толкованием ветхозаветных текстов. В его цели, несомненно, входило, пользуясь аллегорией, объяснить Ветхий Завет в понятиях, близких греческому читателю» [2, с.217]. Кроме того, до нас дошли его проповеди (в основном на великие праздники) и 26 писем, большая часть которых интересна с биографической точки зрения.
«Творение Нисского святителя Григория «Об устроении человека» принадлежит к немногим основополагающим для святоотеческого учения о человеке трудам», – говорит переводчик этого трактата В.М. Лурье [1, с.147]. Из авторского предисловия следует, что произведение это адресовано младшему брату свт.Григория св.Петру, епископу Севастийскому в качестве пасхального подарка в год кончины их старшего брата и наставника – свт.Василия Великого. Как достойный ученик старшего брата, свт.Григорий восполняет недостающее в «Шестодневе» свт.Василия Великого учение о сотворении и устроении человека. «…Цель, предлежащая нашему созерцанию, отнюдь не мелкая.., – говорит св.Григорий, – Пожалуй, она больше всего познаваемого, потому что ничто другое из сущего не уподобляется Богу, кроме твари сей, человека» [1, с.8].
Всё сочинение разделено автором на тридцать глав, каждая из которых озаглавлена таким образом, что по надписанию можно понять содержание всего труда в кратце. Так, в первой главе изъясняются события сотворения мира предшествующие появлению человека. Затем II гл. поясняет, почему человек был сотворён последним. Главы III – V говорят о высоком достоинстве и царственном богоподобии человека и т.д.
Книга полна удивительно ярких примеров и сравнений, благодаря которым, как полагает автор, гораздо легче уясняется смысл познаваемых предметов.
Как наука, «антропология находится в пограничной области, частично относясь к сфере богооткровенных истин, и частично приходя в соприкосновение с данными «внешних наук» – философии, естествознания, медицины…», – говорит В.М. Лурье [1, с.147]. Данные естественных наук, выражающие представления того времени, подробно изложены св.Григорием в первых главах произведения. Следует отметить, что понимание святыми отцами, в том числе и свт.Григорием, божественного сотворения мира отнюдь не противоречит теории эволюции. Она «как раз и объясняет пути развития органического мира, хотя, особенно в свете новейших данных, она не способна к полному объяснению жизненного принципа как такового» [2, с.220 – 221].
В основу рисуемой автором картины вселенной положены представления Аристотеля. Ограниченность тварного мира наглядно показывается наличием во всём, в том числе и в составе человеческого тела, четырёх простых элементов – земли, воды, воздуха и огня. Но если греческие философы в связи с этим называли человека маленьким миром (микрокосмом от греч. μικρον κοσμον), то свт.Григорий напротив говорит, что «…громким этим именем воздавая хвалу человеческой природе, они сами не заметили, что почтили человека отличиями (идиомами) комара и мыши» [1, с.50]. Для него важнейшим является то, что человек создан по образу и подобию Божию. В этом, по словам прот. И.Мейендорфа состоит теоцентричность антропологии свт. Григория Нисского.
Свт.Григорий отождествляет понятия Образа и подобия Божиего в человеке. «Образ Божий, созерцаемый во всей человеческой природе, получил завершение… Человек произведён по образу – целостная природа, нечто сходное с Богом» [1, с.70]. Но если бы образ ни в чём не отличался от прототипа, то он никак не мог бы быть подобием, а оказался бы полностью тождественным. Но человеку изначально дана Создателем способность «подражания» Ему – образ Божий, помрачённый плотскими страстями, но обновлённый в праведниках.
В.М. Лурье отмечает, что и «представления св.Григория Нисского в области медицины, анатомии и физиологии человека обнаруживают, как правило, глубокое знание новейших для того времени научных данных» [1, с.150]. Очень многое в этой области знаний автор берёт из трудов Клавдия Галена (ок. 200 – 130 гг. до Р.Хр.).
Сам внешний облик человека, тянущийся к небу, его устремлённый вверх взор показывают, по мнению автора, его царственное достоинство. Кроме того, интересно предположение о том, что перемещение человека на двух ногах и использование им в своей деятельности рук способствуют в его устроении возможности слова. Это объясняется тем, что рот и гортань человека, не имея нужды добывать пищу, устроены таким образом, что становятся способными произносить не только животные звуки, но и членораздельные слова. Не имели бы мы, по мысли св.Григория «…дара слова, если бы устам нашим была определена тяжесть и трудность служения ради пищи для потребности тела. Теперь же это служение приняли на себя руки, а уста оставили удобными для служения слову» [1, с.28].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.