То, что по воскресении каждая душа соединится именно с тем телом, в котором она пребывала в земной жизни не зависимо от того, в каком состоянии будт в тот момент это тело, свт.Григорий наглядно объясняет на примере разлитой на пыльной поверхности ртути – как собранная ртуть становится одним целым, так и душа как-бы притянет к себе всё, сродное ей. «Как будто по нанесённым природой клеймам, душа узнает тело, с которым связана и тогда для отличающих своё общность оказывается неслитной и разделимой» [1, с.86]. Это объясняется тем, что «душа расположена к сообитающему ей телу природной связью и нежностью, ... она срастворена с тем, что для неё своё» [1, с.86].
Измениться «облик» души может только под воздействием несвойственного ей от природы страстного состояния. «Тогда – говорит свт.Григорий – как будто чуждою маской болезненное безобразие скрывает облик (эйдос) [а] после её снятия Логосом (разумом) … скрытый страстью облик в здравии вновь являет свои собственные признаки» [1, с.87].
Свт.Григорий в своём произведении «Об устроении человека» обосновывает невозможность вечных страданий тем, что «…природа благого превосходит зло, как беспредельность меру» [1, с.68]. Он «допускает некое самоисчерпание зла, невозможность для зла быть нескончаемым, бесконечным, беспредельным, – ибо это есть свойства бытия, предполагающие причастность Сущему, причастность благу» [3, с.166]. Следовательно, только для стремления к добру есть возможность вечного совершенства и вечного движения, поскольку предел недосигаем. За пределами зла неизбежно следует приемство добра. Свт.Григорий признаёт, таким образом, учение о грядущем в конце времён спасении всех согрешивших, восстановлении (апокатастасисе) всего испорченного грехом творения в своём первоначальном совершенстве.
В этом он следует за Оригеном, согласно учению которого разумные твари пали потому, что «...им наскучило созерцание непосредственной Сущности Бога. Они увидели всё сразу и быстро пресытились увиденным» [2, с. 233]. Ориген полагал, что Бог в наказание за отступление наделил от века созданные им разумные существа различными телами – ангельскими, человеческими, животных, даже неодушевшёнными – в зависимости от глубины грехопадения. Единственной неотпавшей сущностью является Господь Иисус Христос. Но от основных идей Оригена свт.Григорий всё же отказывается, сохраняя при этом некоторые его схемы. Согласно пониманию святого, воскресением мёртвых завершиться телесное очищение, обновление всех людей, при этом сохранятся различия внутренней участи и состояния каждого и очищение души продолжится для некоторых. Здесь Г.В. Флоровский видит противоречие в том, что истинное восстановление отодвигается куда-то вперёд, не смотря на то, что ход времени, как таковой, кончается. «Если ожидать во исполнение времён всеобщего восстановления, нельзя разделять его на части, ибо этим разделением нарушается целость и полнота» [3, с.181]. Для свт.Григория понятие апокатастасиса не имело того же значения, что для Оригена, прежде всего потому, что он не признавал предсуществования душ и изначальную чистую духовность всей твари. В конечном счёте всех ожидает участие в вечных благах, возвращение к первозданному состоянию вне существования зла, но одни достигнут этого уже подвигом земной жизни, другим потребуется длительное очищение.
Преп.Максим исповедник объяснял учение св.Григория Нисского об апокатастасисе «в том смысле, что «восстановление» относится только к «совокупности душевных сил», так что всякая душа обратится к созерцанию Бога» [3, с.187]. Однако, это объяснение не удовлетворило современников.
Восходящее к Оригену учение о всеобщем восстановлении было осуждено на V Вселенском Соборе в 553 г., но в IV в. этот вопрос ещё находился в области богословских поисков и не имел определённого решения. То, что в части рукописей учение об апокатастасисе отсутствует, переводчики объясняют тем, что она была исключена позднее из-за несоответствия общецерковному мнению.
В антропологии свт.Григория Нисского трактат «Об устроении человека» занимает почти исключительное положение. Авторству Святителя приписывались ещё два Слова на сотворение человека (толкование на Быт. 1, 26), но имеющиеся в них терминологические неточности позволили установить, что они не принадлежат его перу. Что касается так же приписываемого свт.Григорию сочинения «О душе», то это оказались II и III главы труда еп. Немесия Емесского «О природе человека».
Среди исследовательских работ о творчестве святителя Григория Нисского можно назвать такие, как «Учение св.Григория Нисского о природе человека» (Опыт исследования в области христианской философии IV в) А.Мартынова и «Св. Григорий Нисский, как моралист» – этико-историческое исследование Д.И. Тихомирова. Но оба эти труда были изданы в конце XIX в. и для данной работы были недоступны.
В.М. Лурье высказывает предположение, что трактат свт.Григория Нисского «Об устроении человека» стал основополагающим в христианской теории медицины. В скором времени появился труд Немесия Емесского «О природе человека», в котором изложенные свтятителем Григорием натурфилософские и медицинские положения получили дальнейшее развитие. Если вспомнить о том, что брат св.Григория – свт.Василий Великий – стал основателем первой христианской больницы, то можно скзать, что «…в Каппадокийском кружке были заложены основы не только догматических формулировок, но и христианской медицины» [1, с.151].
1. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Перевод Лурье В.М. Под ред. Верлинского А.Л. AXIOMA, С-Пб., 1995.
1.
2. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2001.
3. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж, 1931 (репр. «Паломник», М., 1992).
Тема: Антропология свт. Григория Нисского (по сочинению «О сотворении человека»)
Оценка – 4.
Не достаточный список литературы. Ваше сочинение не было чем-то цельным. Это набор отдельных положений, никак не связанных друг с другом. К сожаленью, в основу Вашей работы легло не столько сочинение свт. Григория, сколько вступительная статья к нему Лурье.
[L.D.1]Тема: «Антропология свт.Григория Нисского (по сочинению «О сотворении человека»)».
[L.D.2]Хорошо. Недостаточный список литературы. Ваше сочинение не стало чем-то цельным, это подбор отдельных положений, никак не связанных друг с другом, никак не вытекающих друг из друга. К сожалению, в основу Вашей работы легло не столько сочинение свт. Григория, сколько вступительная статья к нему Лурье.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.