МПС РФ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
внедрения системы контроля свободности участков пути
методом счета осей (ЭССО)
для участков с электротягой
Директор НПЦ "Промэлектроника"
________________Тильк И.Г.
1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ.
В настоящее время серьезной проблемой является обеспечение нормальной работы рельсовых цепей (РЦ). Основными причинами, приводящими к неисправности РЦ, являются засоренность балласта токопроводящими включениями (солевые растворы, концентрат, окатыши, шлак и т.п.) и выход из строя изоляционных стыков.
Использование РЦ затрудняет применение металлических шпал (что экономически выгоднее применения деревянных либо железобетонных) и стяжек. "Ложная занятость" РЦ при пониженном сопротивлении изоляции исключает возможность стабильной работы систем электрической централизации (ЭЦ), автоблокировки и диспетчерской централизации.
Кроме того, нередки случаи хищений медесодержащих узлов, что наносит не только значительный экономический ущерб, но и резко снижает безопасность движения при использовании рельсовых цепей.
Для обеспечения устойчивой работы систем железнодорожной автоматики, уменьшения затрат на их обслуживание и на ремонт и обслуживание пути предлагается оборудование участков железнодорожного пути аппаратурой контроля свободности участков пути методом счета осей (ЭССО) взамен традиционных рельсовых цепей. При установке ЭССО исключаются изостыки, дроссель-трансформаторы и междроссельные перемычки, что дает значительную экономию капитальных затрат по сравнению с традиционными рельсовыми цепями и повышает безопасность движения.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЦ И ЭССО
Основные технические и эксплуатационные характеристики РЦ и ЭССО приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование характеристики |
РЦ |
ЭССО |
1. Чувствительность к величине сопротивления изоляции балласта |
Высокая |
Нет |
2. Необходимость применения изолирующих стыков |
Есть |
Нет |
3. Настройка системы |
Ручная |
Автоматическая |
4. Адаптация к изменениям условий окружающей среды (температура, влажность и т.д.) |
Нет |
Есть, Автоматическая |
5. Количество проводов в кабелях СЦБ, необходимых для работы системы ( в пересчете на 1 изостык/счетный пункт) |
4 |
2 |
6. Средняя длина контролируемого участка при пониженном сопротивлении балласта, м |
300 |
10 000 |
7. Информация о количестве единиц подвижного состава на участке пути |
Нет |
Есть |
8. Возможность обмена информацией (наличие и количество подвижного состава, исправность узлов системы, сброс ложной занятости и т.п.) с компьютером |
Нет |
Есть |
9. Вероятность хищения медьсодержащих деталей |
Высокая |
Низкая |
Из вышеизложенного следует, что ЭССО, как система нового поколения, по сравнению с РЦ обладает более широкими функциональными возможностями и высокими техническими характеристиками и может работать в таких условиях, в каких применение РЦ невозможно.
3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЦ И ЭССО
3.1. Сравнительная стоимость оборудования.
3.1.1. Рассмотрим станцию Балахонцы Свердловской ж/д, расположенную на участке с электрической тягой (наличие дроссель-трансформаторов).
На участках с балластом, загрязненным токопроводящими включениями, рельсовые цепи работают неустойчиво, для обеспечения возможности работы рельсовых цепей их длину сокращают, что значительно (в 2 и более раз) увеличивает стоимость аппаратуры рельсовых цепей.
В связи с этим для обеспечения штатных режимов работы РЦ на ст. Балахонцы требуется устройство 165 рельсовых цепей либо 69 счетных пунктов ЭССО.
В таблице 2 приведена усредненная стоимость оборудования рельсовых цепей переменного тока 25 Гц с реле ДСШ-13А для ст. Балахонцы (Свердловская железная дорога) в ценах 2002 г.
Таблица 2
Калькуляция стоимости оборудования р.ц.
Стоимость р/ц 25 Гц с реле ДСШ-13А (в ценах 2002 г.) |
Цена |
Кол-во |
Стоим. |
ДТ-0,6-500 м |
15187 |
152 |
2308424 |
ПРТ-А |
720 |
175 |
126000 |
ДСШ-13А |
2113 |
187 |
395131 |
ЗБ-ДСШ |
937 |
187 |
175219 |
Рельсовые соединители |
425 |
157 |
66725 |
Предохранитель - 20 А |
70 |
180 |
12600 |
Изолирующий стык |
6227 |
180 |
1120860 |
АВМ-5А |
382 |
52 |
19864 |
R-400 Ом |
121 |
35 |
4235 |
БП |
1255 |
25 |
31375 |
БПК |
1388 |
5 |
6940 |
НМШ1-1440 |
648 |
220 |
142560 |
Измерительная панель |
528 |
185 |
97680 |
Итого по аппаратуре |
4507613 |
||
Кабель |
52980 |
8 |
423840 |
ИТОГО: |
4931453 |
3.1.2. Стоимость оборудования ЭССО участков пути ст. Балахонцы Свердловской ж.д. (данные организации-проектировщика на 2002 г.) приведены в таблице 3.
Таблица 3
Стоимость оборудования ЭССО (на 2002 г.) |
Цена |
Кол-во |
Стоим. |
Рельсовый датчик (РД) |
5610 |
138 |
774180 |
Крепление к РД |
5290 |
138 |
730020 |
Напольный электроный модуль (основной) |
21640 |
138 |
2986320 |
Кассета для 10 постовых приемников |
27460 |
7 |
192220 |
Плата постовых устройств |
12130 |
70 |
849100 |
Плата источника питания |
17210 |
7 |
120470 |
Пульт сброса ложной занятости |
16070 |
2 |
32140 |
Реле ПЛЗУ с розеткой |
648 |
51 |
33048 |
Источник бесперебойного питания (ИБП) |
60432 |
1 |
60432 |
Шаблон для установки РД |
288 |
1 |
288 |
Итого по аппаратуре |
5778218 |
||
Кабель |
123800 |
||
ИТОГО: |
24760 |
5 |
5902018 |
3.2 Экономический эффект от высвобождения аппаратуры РЦ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.